Отмечаемое в этом году 50-летие с начала строительства БАМа подразделения исторического наследия Дальневосточной и Восточно-Сибирской дорог встретят обновлёнными тематическими экспозициями. Как рассказали в Центре научно-технической информации и библиотек (ЦНТИБ), решение о таких обновлениях были приняты главой РЖД ещё в 2019 году, сразу после празднования 45-летия начала строительства БАМа.
Системная работа
Историческое наследие – это не просто даты в календаре, свидетельствующие о событиях прошлого. Это собираемые специалистами архивы данных и реликвии, выстроенная музейная инфраструктура, способная представить в доступной форме картину прежнего мира, донести её до современников и передать будущим поколениям. В ОАО «РЖД» эта работа выстроена на системной основе, находится под контролем руководства компании.
Работа по сохранению истории основывается на Концепции развития деятельности по сохранению исторического наследия ОАО «РЖД», принятой в 2020 году, в соответствии с Положением о деятельности ОАО «РЖД» по сохранению исторического наследия железнодорожного транспорта, утверждённым генеральным директором – председателем правления компании Олегом Белозёровым. Курирует данное направление заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов.
С 2019 года действует программа сохранения культурно-исторического наследия ОАО «РЖД». За период действия программы в экспозиционное состояние приведено более 300 единиц исторического подвижного состава, отреставрировано 33 экспоната, закуплено 392 единицы экспозиционного оборудования, 64 исторически ценных экспоната, обновлены 10 экспозиций в подразделениях, в 13 подразделениях проведён капитальный ремонт и благоустройство территорий.
«Сегодня на сети функционируют Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге, 16 центральных подразделений по сохранению исторического наследия на уровне железных дорог, 37 линейных подразделений по сохранению исторического наследия, 16 открытых экспозиционных площадок натурного подвижного состава, более 250 комнат боевой и трудовой славы, выставочный экспозиционный зал ЦНТИБ на Рижском вокзале в Москве», – рассказывает начальник отдела информационного обеспечения технического регулирования и метрологии ЦНТИБ Эльвира Белоусова.
Исходя из требований федерального законодательства, в 2017 году музеи были переименованы в подразделения по сохранению исторического наследия ОАО «РЖД». Впрочем, железнодорожники продолжают между собой называть эти структуры музеями. Общий музейный фонд РЖД насчитывает более 400 тыс. экспонатов, из которых 890 единиц – образцы исторической техники и элементов инфраструктуры, выставленные на открытых экспозиционных площадках.
Только в Музее железных дорог представлено около 24 тыс. экспонатов и 121 единица уникального подвижного состава. С момента открытия его посетили более 1,5 млн человек. Общее число посетителей подразделений по сохранению исторического наследия только в течение 2023 года достигло более 250 тыс. человек, что на 25 тыс. человек больше, чем 2022 году.
Подразделения компании используют имеющиеся музейные ценности для воспитательной работы с коллективами, привлечения в сферу РЖД школьников и студентов, увеличения популярности железнодорожного транспорта среди жителей страны.
«Знакомство работников с богатой историей, осознание причастности к великому прошлому и настоящему российских железных дорог и их инфраструктурного комплекса является мощным стимулом укрепления коллективов, сильнейшей нематериальной мотивацией к качественному исполнению своих обязанностей», – говорит заместитель начальника Центральной дирекции инфраструктуры по кадрам и социальным вопросам Дмитрий Горлевский.
«История моторвагонного комплекса – наше достояние, предмет гордости, возможность воспитания патриотических чувств в новых поколениях железнодорожников, средство профессиональной ориентации школьников и студентов», – отмечает заместитель начальника Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава по кадрам и социальным вопросам Марина Гудова.
Ценные экспонаты
В региональных музеях собрано множество ценнейших исторических реликвий. Так, в музее Амурского моста, созданном на открытой площадке в Хабаровске в 2010 году, первым экспонатом стал 127-метровый пролёт моста образца 1916 года, демонтированный в 2000 году в ходе реализации первой очереди реконструкции мостового перехода через реку Амур. Это сохранённый целиком образец фермы конструкции профессора Лавра Дмитриевича Проскурякова с однораскосной решёткой и полигональным верхним поясом, получившей Гран-при – Большую золотую медаль Всемирной выставки технических достижений, проходившей в 1900 году в Париже.
В музее Жилёвской дистанции пути представлена копия телеграммы Его Императорского Величества от 21 января 1900 года. Там же хранится часть рельса, выпущенного в 1878 году и уложенного на одном из участков дистанции.
В экспозицию открытого музея Архангельской дистанции сигнализации, централизации и блокировки вошли первые устройства СЦБ и связи, релейное оборудование и приборы КТСМ, элементы системы диспетчерской централизации прошлых лет.
В музее истории Котласского вагонного депо, открытом в 1987-м и переоборудованном в 2016 году, можно увидеть Знак к 50-летию образования СССР, сделанный из чистого серебра весом до 3 кг, с колосками на гербе из чистого золота. Этот знак был вручную изготовлен на Монетном дворе.
Самый старый экспонат в экспозиции музея вагонного депо Исакогорка – угломер немецкого производства 1936 года выпуска. Его передал пенсионер, бывший слесарь по ремонту подвижного состава Александр Обоев. Угломер принадлежал его отцу, слесарю Юрию Тряпицыну.
В работающем более 40 лет музее моторвагонного депо Первая Речка во Владивостоке установлены головной и моторный вагоны электропоезда серии ЭР9 – первого прибывшего в депо электропоезда. Там же представлен масштабный проект паровозного депо Первая Речка по состоянию на 1909 год.
В музее моторвагонного депо Санкт-Петербург-Финляндский расположен макет головной части электропоезда ЭР2К.
Зашивка золотого звена
Создаются музеи и на уровне центральных дирекций. Например, в этом году центральное место музейной экспозиции, находящейся в Центральной дирекции по ремонту пути (ЦДРП), занимают экспонаты, посвящённые юбилею начала строительства БАМа, самым заметным из которых является свидетельство о зашивке золотого звена на звеносборочной базе строительно-монтажного поезда № 581 в 1984 году.
«На этом предприятии трудилось не одно поколение семьи начальника производственного отдела ЦДРП Андрея Бобрыша. Его семейный архив открыт к посещению для всех желающих», – сообщила заместитель начальника хозяйственного отдела ЦДРП Инна Лунькова.
Но всё же основное содержание подразделений по сохранению исторического наследия – это истории лучших работников, которыми заполнены залы музеев и комнат. Биографии, фотографии, награды, рассказы о ратных и трудовых подвигах заставляют нынешних сотрудников стремиться соответствовать великим предшественникам.
В Год семьи и железнодорожных традиций, которым объявлен 2024-й в ОАО «РЖД», повышенное внимание уделяется железнодорожным династиям, о которых также много информации в подразделениях компании. Так, в музее моторвагонного депо Куровская в книге «Трудовые династии» отмечено около 200 тружеников коллектива, общий стаж работы которых составляет 4000 лет.
«Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего», – говорил историк Василий Ключевский. Потому, сохраняя историю, РЖД обеспечивают надёжные перспективы собственного развития сегодня и завтра.
Александр Зубов