Согласно данным Росстата, в среднем за 2023 год уровень безработицы в России составил 3,2%. Это самый низкий показатель с 1992 года. Как ситуация на рынке труда отразилась на РЖД и какие решения приняты, рассказывает «Пульт управления».
Дефицит ресурсов
«В Российской Федерации сложился рынок соискателя. В связи с этим возрастает роль кадровой политики компаний и профессиональной реализации, которую они могут предложить людям», – отметил министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков, обращаясь к участникам социального форума «Развитие человеческого потенциала как фактор устойчивого развития в условиях глобальных перемен». Мероприятие прошло 7 февраля в рамках Недели российского бизнеса Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
По опросам компаний – членов РСПП, в 2023 году дефицит кадров возглавил список наиболее острых проблем для бизнеса в России. Проблема наблюдается в большинстве компаний, принявших участие в опросе.
«Дефицит работников по всем профессиональным группам затрагивает в равной степени и крупные, и средние, и малые компании. Дисбаланс на рынке труда вынуждает работодателей повышать заработную плату, предоставлять дополнительные бонусы и соцпакеты как для привлечения специалистов из других компаний, так и для удержания имеющихся», – отметил президент РСПП Александр Шохин.
По его словам, сегодня необходимость оперативного решения задачи качественного кадрового обеспечения экономики страны возрастает многократно.
«В этой связи ключевым направлением становится глубокая модернизация системы профессионального и высшего образования, актуализация содержания образовательных программ, подготовка новых кадров, независимая оценка их квалификации, а также широкое вовлечение работодателей в реализацию таких проектов, как «Передовые инженерные школы» и «Профессионалитет», – сказал Александр Шохин.
Ситуация на рынке труда влияет и на деятельность ОАО «РЖД» как крупнейшего работодателя, подчеркнул во время Социального форума заместитель генерального директора компании Дмитрий Шаханов.
Вызовом для компании стал дефицит рабочих кадров, возрастающее значение восточных регионов, где необходимо сконцентрировать много сил и ресурсов, и как следствие – потребность в работниках строительных специальностей. «Мы понимаем, что точечных мер сейчас недостаточно, поэтому действуем именно широким фронтом. Расширяем количество инструментов и источников привлечения персонала, работая по пяти направлениям», – сказал Дмитрий Шаханов.
Смена образа
Для привлечения кадров компания изменила своё позиционирование на рынке труда, сформулировав концепцию: «РЖД – для людей дела». Кроме того, были чётко определены те преимущества, которые отличают РЖД от других работодателей. Это масштаб, технологичность, возможности, а также Коллективный договор – лучший на рынке, с широким спектром льгот, которые распространяются на сотрудников, членов их семей и пенсионеров.
«В компании могут реализовать себя представители практически любой специальности. При этом речь идёт не только о профессиональной и карьерной самореализации, но и об интеллектуальных, творческих и спортивных возможностях. Этому способствуют регулярно проводимые в компании конкурсы и чемпионаты», – сказал Дмитрий Шаханов.
Доходная часть
Компания стремится обеспечить конкурентоспособную заработную плату. В прошлом году была трижды индексирована зарплата работников РЖД, отраслевых учреждений здравоохранения и образования. Совокупный размер трёх индексаций составил почти 8%. С февраля этого года оклады досрочно (Коллективный договор предусматривает индексацию зарплат не реже двух раз в год, обычно в марте и октябре) проиндексированы на 4% – это выше, чем прогноз Минэкономразвития по инфляции.
Активный поиск
Третье направление связано с повышением эффективности подбора персонала. В РЖД создали собственную базу кандидатов (в первую очередь в производственной сфере). Сегодня она насчитывает уже более 800 тыс. человек. На каждой дороге функционируют специализированные центры по подбору персонала. Они работают по принципу внутренних рекрутинговых агентств.
Посещаемость Карьерного портала, где публикуются все открытые в компании вакансии, составляет около 300 тыс. пользователей в месяц.
Целевой заказ
Ещё одно важное направление – работа со студентами. ОАО «РЖД» – крупнейший в стране заказчик целевого обучения. По итогам приёмной кампании 2023 года на обучение по договорам с компанией в отраслевые университеты был зачислен 5731 человек. Общее число студентов – целевиков холдинга составляет более 26 тыс. человек.
Университетские комплексы железнодорожного транспорта являются ключевыми партнёрами холдинга в обеспечении притока специалистов с требуемым уровнем образования по железнодорожным специальностям. В этом году в рамках программы взаимодействия с вузами будет продолжена модернизация учебно-лабораторной базы университетов. В частности, планируется оснастить 16 аудиторий для подготовки специалистов хозяйства сигнализации, централизации и блокировки.
Забота о каждом
Пятое направление работы связано с социальной поддержкой работников. В РЖД расширили комплекс мер корпоративной поддержки. Например, увеличен перечень профессий и должностей, представители которых могут проживать в жилом фонде компании.
С начала СВО в компании приняли меры поддержки участников СВО и членов их семей.
Виталий Маслюк