В России завершена работа по подготовке мастер-планов городов Дальнего Востока. Мастер-план – это гибкий документ, позволяющий оперативно отвечать на запросы общества и изменяющиеся экономические или социальные условия. На их основе впоследствии разрабатываются муниципальные программы и документы территориального планирования, а также градостроительные регламенты и нормы. Их реализация должна повысить качество жизни людей, развить перспективные отрасли экономики, создать новые рабочие места и дополнительные возможности для самореализации людей в этом удалённом от центра страны регионе. Какое место в планах отведено железной дороге, рассказывает «Пульт управления».
Опорные точки
Президент России Владимир Путин в октябре 2021 года поручил Правительству РФ разработать долгосрочные планы (мастер-планы) комплексного социально-экономического развития городов Дальнего Востока. В итоговый список вошло 25 административных центров, которые формируют 22 агломерации.
В прошлом году были утверждены планы развития Читы, Улан-Удэ, Северобайкальска, Тынды, Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского, Елизово, Корсакова и Артёма (см. «Пульт управления» № 10 (96), 2023).
Уже в этом году кабмин сообщил о завершении работы по остальным 16 мастер-планам, которые были утверждены специальным постановлением правительства.
Документы подготовлены для Анадыря, Арсеньева, Биробиджана, Благовещенска, Белогорска, Большого Камня, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре, Краснокаменска, Нерюнгри, Находки, Магадана, Уссурийска, Свободного, Хабаровска и Якутска.
«Общий объём средств на все 22 агломерации (25 городов) вышел внушительным – 4,4 трлн руб. Но это на семь лет, и здесь применим принцип «есть слона по частям». Половина (2,2 трлн руб.) – это внебюджетные средства, главным образом на жилищное строительство. Благодаря льготной ипотеке спрос на недвижимость растёт, и Дальний Восток привлёк крупнейших застройщиков страны. Из второй половины <суммы> предусмотрены 668 млрд руб. из федерального и регионального бюджетов – это около трети необходимых средств. Далее в каждом бюджетном цикле будем добавлять объекты по мере проектирования и готовности», – говорит министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. По его словам, развитие городов приоритизировано во всех финансовых инструментах развития Дальнего Востока.
«Это специальные казначейские кредиты, облигации «Дом.РФ», льготное финансирование ВЭБ.РФ, дальневосточная концессия», – сказал глава ведомства.
С РЖД по пути
Модернизация транспортной и коммунальной инфраструктуры, обновление жилищного фонда, строительство социальных объектов, благоустройство территорий, развитие курортных зон – такие мероприятия предусмотрены в каждом плане.
Осуществить задуманное нельзя без развития железных дорог и железнодорожной инфраструктуры. В 16 утверждённых мастер-планах больше 10 масштабных мероприятий напрямую касается ОАО «РЖД».
К примеру, предстоит осуществить реконструкцию железнодорожных участков Урулюнгуй – Краснокаменск и Харанор – Приаргунск, построить железнодорожный мост через реку Аргунь, путепровод в районе села Птичник Биробиджанского района. Кроме этого, запланирован капитальный ремонт железнодорожного путепровода на 9178-м км ПК (станция Усурийск).
В планах крупных городов особое место отведено пассажирским перевозкам.
Так, холдингу предстоит рассмотреть возможность запуска скоростного поезда по маршруту Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск. А во Владивостоке, согласно утверждённому документу, должен получить развитие проект городской электрички.
На Дальневосточной железной дороге уже создана рабочая группа для организации новой схемы пригородного железнодорожного сообщения в границах Владивостокской городской агломерации. Представители подразделений, дирекций Дальневосточной магистрали и компании-перевозчика «Экспресс Приморья» на начальном этапе сформируют варианты решений реализации важного транспортного проекта для жителей краевой столицы.
«Цель проекта – снизить загруженность городских автодорог за счёт расширения сети маршрутов пригородного железнодорожного транспорта. Проект предусматривает строительство дополнительных посадочных платформ, создание перехватывающих парковок вблизи железнодорожных станций во Владивостоке и его пригородной зоне», – пояснили в пресс-службе ДВЖД.
Реализовывать проект планируется в несколько этапов с завершением в 2030 году.
«Дальнему Востоку и Арктике предстоит масштабная работа по реализации планов по обновлению городов. От разработки и утверждения мастер-планов мы перешли к их реализации. Как сделать это наиболее эффективно, как сформировать команды, как взаимодействовать с инвестором или застройщиком? Решение этих вопросов, а также подбор лучших практик – основа основ на пути к выполнению поручения президента», – считает директор Департамента развития территорий Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Андрей Коновалов.
Дальше – больше
Федеральные власти также анонсировали подготову мастер-планов для 16 опорных городов Арктики. Напомним, распоряжением правительства в конце прошлого года был утверждён их перечень. Территории должны стать базой для реализации экономических и инфраструктурных проектов.
Так, например, в составе Мурманской агломерации опорными пунктами стали города Мурманск и Североморск, а также Кольский муниципальный район. В составе Архангельской агломерации – Архангельск, Северодвинск и Новодвинск. Также в число опорных пунктов вошли Нарьян-Мар, Новый Уренгой, Ноябрьск, Воркута, Норильск, Диксон, Певек и Анадырь.
Часть этих населённых пунктов, расположенных вблизи месторождений полезных ископаемых, станут базой для развития минерально-сырьевых центров, обеспечивающих развитие металлургической промышленности. В других городах и районах будут реализовываться приоритетные инвестпроекты, например создание транспортно-логистических центров.
«Разработка генплана занимает, как правило, длительный период. И в эту работу не всегда удаётся вовлечь все заинтересованные стороны, что сказывается в дальнейшем на реализации проектов. А мастер-план – более оперативный документ, на создание которого уходит гораздо меньше времени», – подчёркивает заместитель генерального директора Института Генплана Москвы Денис Власов.
Виталий Маслюк