Акционерное общество «ВНИИЖТ» задействовано в реализации перспективных проектов, которые обеспечивают вывод железнодорожных перевозок на передовые позиции. Большое внимание уделяется цифровизации, а также другим стратегически важным направлениям отрасли. Институт является ключевым партнёром ОАО «РЖД» по целому ряду направлений. Он реализует проекты в области инфраструктуры, технологий перевозочного процесса и логистики, программ цифровизации и трансформации. Учёные вместе со специалистами холдинга участвуют в решении задач по обеспечению технологического суверенитета железнодорожной отрасли.
Как отмечают в Минтрансе России, транспортный комплекс нашей страны представляет собой сложнейшую организационно-технологическую систему, которая должна устойчиво работать и развиваться на огромной территории, в любых природных и климатических условиях. «Решить эту задачу без серьёзной научной базы, передовых прикладных исследований практически невозможно, – считает глава Минтранса Виталий Савельев. – Все успехи современного транспорта и технологий – это результат работы учёных».
Цифровизация
В эпоху быстрого технологического развития и постоянных изменений в бизнес-среде большинство компаний сталкивается с необходимостью адаптации и внедрения инноваций для оптимизации своей деятельности. Большое внимание при этом уделяется главному тренду XXI века – цифровизации. «В этом контексте ключевым аспектом становится цифровая трансформация, которая является неотъемлемой частью стратегии развития АО «ВНИИЖТ», – рассказывает заместитель генерального директора по цифровой трансформации АО «ВНИИЖТ» Олег Харин. – Выделяются два основных направления: цифровизация бизнес-процессов ОАО «РЖД» и внутренних процессов компании. Институт ведёт активную работу в обоих направлениях».
В качестве примеров проектов цифровизации деятельности ОАО «РЖД» можно выделить такие разработки института, как единый комплекс по управлению деятельностью компании в области защиты окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности; автоматизированное рабочее место сотрудника Департамента технической политики; автоматизированная система «Доверенная среда локомотивного комплекса», а также автоматизированная информационно-аналитическая система планирования, мониторинга и реализации сводной Программы импортозамещения в холдинге «РЖД».
Все разработки ведутся на основе технологий искусственного интеллекта (ИИ). В 2023 году в АО «ВНИИЖТ» открылся Центр искусственного интеллекта, собравший весь блок задач института по разработке и внедрению ИИ на железнодорожном транспорте.
«Экспресс» НП
Один из знаковых проектов АО «ВНИИЖТ» – создание системы «Экспресс» нового поколения («Экспресс» НП) на современной программно-технической платформе. Разработка должна учесть как возрастающие потребности транспортного рынка, так и изменяющиеся условия внешней среды, включая глобальные макроэкономические и политические изменения. «Экспресс» НП идёт на смену одной из ключевых систем железнодорожного транспорта – АСУ «Экспресс-3», основным назначением которой являлась автоматизация процесса подбора и покупки билетов на поезда дальнего следования и системный анализ основных бизнес-процессов пассажирского комплекса.
«В 2023 году завершён важный этап разработки новой системы – создана новая информационная среда, которая позволяет специалистам, связанным с планированием и организацией пассажирских перевозок, оценить транспортную мобильность населения, доли рынка перевозчиков, определить точки роста, спрос на предлагаемые услуги и наличие ресурсов для удовлетворения потребностей клиентов. И это только часть задач, которые возможно решать на данном этапе», – поделился директор научного центра «Экспресс» АО «ВНИИЖТ» Андрей Комиссаров.
Основная цель, которую ставят перед собой разработчики АО «ВНИИЖТ», – создание интеллектуальной, высокоэффективной и надёжной открытой платформы по управлению пассажирскими перевозками. В ходе её проектирования специалисты института руководствовались двумя ключевыми принципами: ориентацией программных продуктов системы на потребности клиентов и поддержкой сквозного бизнес-процесса непрерывного улучшения предоставляемых сервисов.
«На стыке интересов клиентов, перевозчиков и владельцев инфраструктуры рождаются принципиально новые программные продукты. Так, например, в последнее время всё чаще стали применяться мультимодальные перевозки, которые реализуются по меньшей мере двумя видами транспорта, – отмечает Андрей Комиссаров. – Помимо железнодорожного в них может быть задействован автобусный, водный и даже авиационный транспорт. Пассажиру весьма интересен такой подход, поскольку железные дороги доступны не на всех участках его маршрута».
Аналитические приложения АСУ «Экспресс» НП учитывают эти тенденции и предоставляют специалистам пассажирского комплекса возможность изучить каждое из интересующих клиентов направлений, а также виды транспорта, использующегося на них. Кроме того, обеспечивается возможность анализа точек роста каждого из этих направлений или перспективы интеграции с другим видом транспорта для построения оптимальной и клиентоориентированной транспортной модели, основой которой является железнодорожный транспорт.
«Благодаря обширным технологическим возможностям рынка современных программных продуктов и открытости платформы, на которой строится АСУ «Экспресс» НП, аналитический блок системы ориентирован на использование в ближайшей перспективе технологий искусственного интеллекта (ИИ). Аналитические блоки, которые будут разрабатываться в дальнейшем с применением ИИ, помогут вырабатывать оптимальные решения по пакету предоставляемых услуг, тарифных и маркетинговых стратегий, что обеспечит рост доходности пассажирских перевозок, – подчёркивает Андрей Комиссаров. – АСУ «Экспресс» НП уже сегодня даёт возможность каждому участнику экосистемы использовать современные технологии для достижения поставленных целей повышения эффективности и привлекательности пассажирского комплекса».
Подвижной состав
Сильной стороной института является инжиниринг в области тягового подвижного состава, то есть учёные помогают добиться заданных в техническом задании параметров.
«Наша работа с разработчиком начинается ещё на стадии технического проекта, технического задания (ТЗ), – поясняет заместитель генерального директора по вопросам развития тягового подвижного состава и ВСМ АО «ВНИИЖТ» Роман Мурзин. – Консультируем и проверяем, что получается с компонентами (расчёты, согласование технического проекта и ТЗ), с учётом требований к локомотиву в целом. Таким образом, проводим полноценное научно-техническое сопровождение разработки и постановки продукции на производство».
Так, например, при создании нового отечественного электровоза 3ЭС8 «Малахит» институт тесно сотрудничал не только с самим заводом ООО «Уральские локомотивы», но и с производителями компонентов. В частности, с ООО «Тяговый привод», ООО «Горизонт» и ООО «РЭД» на стадии, когда они только проектировали свои изделия.
«При этом мы являемся разработчиками и поставщиком такой системы, как «Автоведение», модификации которой в том числе обеспечивают вождение соединённых поездов, – добавляет Роман Мурзин. – В 2023 году институт совместно с ООО «Уральские локомотивы» и ООО «НПО САУТ» при непосредственном участии и организации со стороны Дирекции тяги ОАО «РЖД» успешно провели испытания системы автоматизированного управления поездом с одного поста управления (САУ-ОП), установленной на три локомотива 2ЭС6».
Наряду с этим институт реализует и другие перспективные проекты в области развития подвижного состава. Например, разрабатывает прескриптивную систему диагностики для электропоезда с уровнем автоматизации УА3 и УА4, а также создаёт лабораторную базу для тягового подвижного состава на водородном топливе.
Инфраструктура
АО «ВНИИЖТ» уделяет значительное внимание вопросам развития инфраструктурного комплекса. Так, в прошлом году с целью консолидации усилий в этой области на базе института был создан единый научный центр «Инфраструктура» (НЦИ).
«Миссия НЦИ – формирование и реализация технической политики в области путевого и вагонного хозяйств, транспортного материаловедения, установления условий обращения поездов с целью развития и повышения эффективности перевозочного процесса, обеспечения безопасности движения», – рассказал заместитель генерального директора по вопросам путевой инфраструктуры, вагонного хозяйства и материаловедения АО «ВНИИЖТ» Алексей Сухов.
НЦИ разрабатывает технологии информатизации и автоматизированного управления инфраструктурным комплексом ОАО «РЖД», выполняет работы по оптимизации системы технического обслуживания и ремонта элементов путевой инфраструктуры и подвижного состава. Также НЦИ занимается сопровождением разработки и постановки продукции путевой инфраструктуры и подвижного состава на производство, разработкой и обслуживанием нормативной документации в сфере инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД», анализом и экспертизой причин аварий и разрушений деталей железнодорожной техники.
В числе важнейших проектов института, например, исследование воздействия на путь многосекционных локомотивов. Как объясняет Алексей Сухов, данная экспериментально-исследовательская работа проводится в целях обеспечения стабильного функционирования пути на горно-перевальных участках при реализации максимальных сил тяги и электродинамического торможения. «По результатам её выполнения должны быть установлены эксплуатационные нормативы продольных и поперечных сил, возникающих при проходе поездов с многосекционными локомотивами, а также установлены требования по усилению конструкции пути и схемы технического содержания пути на участках с повышенным силовым воздействием», – уточнил он.
Алексей Алеев