Обеспечение транспортной отрасли квалифицированным персоналом является важным направлением реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. В соответствии с этим документом отраслевые университеты должны готовить будущих лидеров изменений, генерировать технологические инновации, инициировать актуальные научные исследования и разработки. Для эффективного решения этих задач создан научно-образовательный консорциум в области транспорта.
Совместные усилия
Соглашение о его создании было заключено в середине ноября на полях «Транспортной недели – 2023». В его состав вошли 19 отраслевых университетов, среди которых Российский университет транспорта (МИИТ) и 8 государственных университетов путей сообщения: Петербургский (ПГУПС), Ростовский (РГУПС), Самарский (СамГУПС), Сибирский (СГУПС), Уральский (УрГУПС), Омский (ОмГУПС), Иркутский (ИрГУПС) и Дальневосточный (ДВГУПС). «На форуме «Транспорт России» мы с коллегами – ректорами транспортных вузов – объединили свои усилия в рамках консорциума для организации совместной деятельности образовательных организаций в части реализации положений Транспортной стратегии Российской Федерации», – пояснил ректор СамГУПСа Максим Гаранин.
Также в состав консорциума включены регулирующие органы и крупные транспортные компании (в том числе ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», ГК «Российские автомобильные дороги», ПАО «Совкомфлот»). Работа консорциума будет направлена на формирование инструментов модернизации образовательной деятельности, приведение программ всех уровней в соответствие с актуальными и перспективными требованиями работодателей и реализацию новых направлений.
Например, за последние годы отраслевые вузы открыли несколько востребованных направлений подготовки в области цифровизации и информатизации процессов на транспорте, экономики и правового обеспечения транспортной деятельности. Так, в прошлом году РУТ (МИИТ) совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) запустил программу бакалавриата двойного диплома «Экономика и инженерия транспорта», а в этом году в вузе открылись направления «Цифровая инженерия транспортных процессов», «Технологии искусственного интеллекта в транспортных системах», «Геоинформационные технологии при проектировании, строительстве и эксплуатации транспортной инфраструктуры». «Сегодня университет предлагает абитуриентам широкий диапазон направлений и специальностей. Всего мы реализуем более 250 образовательных программ. Последние годы высоким спросом пользуется всё, что связано с информационными технологиями, – подчеркнул ректор РУТ (МИИТ) Александр Климов. – В принятой Правительством РФ Транспортной стратегии до 2030 года с прогнозом до 2035 года особое внимание уделяется технологической трансформации, в первую очередь на базе цифровых решений. По нашему мнению, цифровизация в транспортной отрасли даёт очень быстрый и масштабный эффект».
Участники консорциума планируют внедрять «цифру» и в сам процесс подготовки кадров, а также в работу учебных заведений. Положительным опытом в этой части может поделиться ОмГУПС, который уже несколько лет реализует проект «Цифровой университет», нацеленный на трансформацию всех видов деятельности вуза. «Эффективное внедрение элементов цифровизации во всех направлениях деятельности нашего университета позволяет повысить конкурентоспособность и усилить наши позиции в образовательном пространстве», – рассказал проректор по цифровой трансформации и связи с производством ОмГУПСа Олег Балагин.
Важное направление деятельности консорциума – развитие международного сотрудничества. В этой части активную работу уже ведут железнодорожные университеты. Например, СамГУПС укрепляет партнёрские отношения с учебными заведениями из дружественных стран. Сегодня в российском транспортном вузе обучаются около 500 иностранных студентов из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и других государств.
Поддержка вузов потенциальным работодателем
В части инфраструктурного развития благодаря работе консорциума планируется укреплять материальную базу транспортных образовательных организаций (в том числе создавать современные кампусы, оптимизировать и развивать имущественный комплекс). Поддержку железнодорожным вузам в этой части оказывает ОАО «РЖД». Так, в соответствии с Программой взаимодействия компании с университетскими комплексами железнодорожного транспорта до 2025 года идёт обновление учебно-лабораторной базы вузов. Например, в СамГУПСе появился процедурный тренажёрный класс по эксплуатации тягового подвижного состава, в Орловском филиале ПГУПСа открылась новая лаборатория для будущих движенцев, в Московском колледже транспорта РУТ (МИИТ) действуют аудитории для практических занятий по специальностям «организация перевозок и управление на транспорте» и «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Локомотивы (МОЭТ)». В Читинском техникуме железнодорожного транспорта открыт тренажёрный класс для подготовки машинистов локомотивов, а в ПГУПСе – для подготовки по специальности «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей». Также во всех отраслевых университетах действуют специализированные брендированные зоны ОАО «РЖД» – лекционные аудитории и коворкинги.
Участники консорциума также договорились о взаимодействии в сфере разработки и внедрения инновационных и востребованных практико-ориентированных образовательных программ, реализуемых в сетевой форме. В частности, соглашение предусматривает подготовку научно-педагогических и управленческих кадров для транспортной отрасли и реализацию программ внутрироссийской академической мобильности. Партнёры смогут обмениваться передовым опытом и последними научными, учебными и производственными достижениями в ходе проведения совместных мероприятий, конференций, семинаров и круглых столов. «Соглашение открывает новые возможности не только в обучении, но и в дальнейшем трудоустройстве студентов, а также в их профессиональной самореализации. Документ предусматривает обеспечение качественной и опережающей подготовки специалистов на основе интеграции научной, образовательной и производственной деятельности, гарантирующей выпускникам конкурентоспособность на рынке труда», – подчеркнули в Центре по связям с общественностью РУТ (МИИТ).
Юлия Антич