В Корпоративном университете РЖД подведены итоги новой программы «Академия управления движением». Почти год, с февраля по декабрь, более 30 движенцев с разных полигонов железных дорог совершенствовали профессиональные компетенции и знакомились с передовым опытом коллег-железнодорожников, клиентов и партнёров компании «РЖД» в разных регионах страны.
Кураторами программы стали первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев, заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков и старший советник генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощёк. Идеология программы сформирована социально-кадровым блоком, Департаментом управления персоналом и Корпоративным университетом РЖД в рамках системы обучения и развития кадрового резерва.
Восстановить фундаментальные инженерные знания о теории управления движением, отработать практические навыки эксплуатационной работы на сетевом дорожном уровне, изучить опыт железнодорожных предприятий и увидеть специфику взаимодействия с крупными клиентами и партнёрами компании – основные задачи «Академии управления движением».
Актуальность программы подчёркивает Сергей Кобзев: «В интересах РЖД – чтобы управленцы были профессионалами, в полном объёме владеющими актуальной теоретической и практической базой, необходимой для анализа и решения любых задач в области организации перевозочного процесса».
Как отмечает Михаил Глазков, суть обучения состояла в том, чтобы слушатели, погрузившись в академические знания, получили возможность пересмотреть привычные, но изживающие себя инструменты работы, самостоятельно генерировали инновационные идеи и не боялись изменений: «Компания развивается сверхдинамично, и управленцам необходимо чувствовать изменения времени, предугадывать и внедрять актуальные технологические решения в производственные процессы».
«Слушатели «Академии управления движением» – это кадровый резерв РЖД на ближайшие 7–10 лет, – оценил итоги программы начальник Департамента управления кадрами Сергей Саратов. – Каждому из них программа задала карьерную траекторию, и она может быть разной. В любом случае каждого из выпускников мы будем держать в поле зрения и оценивать степень применения полученных знаний».
Программа состояла из шести тематических модулей, организованных в разных географических точках сети железных дорог. За период обучения слушатели побывали в Москве, Новосибирске и Новокузнецке, Владивостоке и Находке, Иркутске, Екатеринбурге и Верхней Пышме, Челябинске, Санкт-Петербурге и Усть-Луге.
В рамках теоретической и методологической части программы Корпоративным университетом в партнёрстве с шестью железнодорожными вузами – РУТ (МИИТ), СГУПСом, ДВГУПСом, ИрГУПСом, УрГУПСом, ПГУПСом – были отработаны 12 наиболее актуальных для блока управления движением тематик, среди которых график движения и план формирования грузовых поездов, организация местной работы, полигонные технологии, управление тяговыми ресурсами и планирование «окон», техническое нормирование эксплуатационной работы, а также вопросы мультимодальных перевозок и пассажирская работа в агломерациях. Изучение теории шло вместе с реальной практикой: вузовские лекции и семинары в обязательном порядке дополнялись отработкой материалов с экспертами ЦД.
На программе у слушателей – выпускников отраслевых вузов – появилась возможность вернуться в аудитории своих alma mater, лично встретиться с ректорами, детально познакомиться с инфраструктурой учебных кампусов и оснащённостью базовых кафедр, с их педагогическими подходами – всё это формирует основу для будущих новых совместных проектов между университетами и компанией «РЖД».
Ректор Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I Олег Валинский отметил, что новый формат обучения специалистов холдинга стал полезным для университетов: «Программа дала нашим преподавателям возможность повысить свой профессиональный уровень, лично пообщаться с руководителями ОАО «РЖД» и получить, что называется, из первых уст информацию о бизнес-процессах, происходящих в компании, погружаясь в производственную повестку. Новый опыт, безусловно, будут использовать в работе со студентами, академическая программа станет более насыщенной, близкой к реальным проблемам отрасли».
В рамках практической части программы движенцы изучили работу диспетчерских центров управления перевозками, станций и депо на семи железных дорогах. В программу вошло посещение Детской железной дороги и кванториума в Екатеринбурге, центра одарённых детей в Новокузнецке. Слушатели погружались в историю железных дорог, отраслевых вузов и городов, в которых побывали.
Движенцы детально разбирались в технологиях портов Находка, Восточный, Усть-Луга; познакомились с работой Талдинского угольного разреза, посетили заводы: Челябинский электровозоремонтный, металлургический «ЕВРАЗ ЗСМК», Иркутский авиационный, «Уральские локомотивы», штаб-квартиру «Яндекса», единый диспетчерский центр Московского метрополитена.
«Благодаря программе мы вывели на новый уровень сотрудничество с железнодорожными вузами, укрепили наши образовательные связи на полигонах железных дорог. Такое взаимодействие позволило выстроить географию проекта так, чтобы наши слушатели могли увидеть больше вариантов практического применения знаний, которые они получили при обучении, – отметил директор Корпоративного университета РЖД Роман Баскин. – Ещё одна задача – повышение уровня эрудиции и кругозора, что важно для современного эффективного руководителя».
В рамках программы прошла серия мастер-классов руководителей департаментов финансово-экономического и социально-кадрового блоков ОАО «РЖД», перед слушателями выступили начальники и первые заместители начальников железных дорог, заслуженные ветераны – легендарные руководители стальных магистралей. Вместе с учёными НИИАСа слушатели изучали современные технологии виртуальной сцепки. Железнодорожную тематику дополнили встречи с ведущими учёными в области нейрофизиологии, современного русского языка.
Слушатели замечают, что им удалось максимально охватить и теоретические знания, и подковаться на практике. «Мы получили опыт, теперь важно его применять, уже сейчас использовать на деле. Да, мы многое знаем как профессионалы, но на программе нас встряхнули, а предложенные нами проекты уже внедряются в практику», – делится впечатлениями начальник Московского центра организации работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движением Сергей Тихонов.
Можно уверенно говорить, что «Академия управления движением» состоялась, считает Михаил Глазков: «Масштаб реализации оказался глобальным и с точки зрения объёма академической информации, и с точки зрения практик, с которыми успели ознакомиться слушатели».
«Академия управления движением» в полной мере открыла новое направление в работе Корпоративного университета – развитие профессиональных компетенций руководителей. В РЖД планируют и в дальнейшем развивать на площадках Корпоративного университета РЖД подобные форматы, где идёт слияние профессиональных и управленческих компетенций, и для других производственных вертикалей компании.
Марина Лепина