Перспективный проект

Перспективный проект

МТК Север – Юг обладает потенциалом в 100 млн тонн грузов в год
За последние два года роль Международного транспортного коридора (МТК) Север – Юг существенно возросла. Теперь МТК Север – Юг необходимо рассматривать как часть транспортного каркаса Евразии и вектор для формирования новой логистики континента.

МТК Север – Юг является мультимодальным маршрутом протяжённостью 7,2 тыс. км, объединяющим несколько различных транспортных систем отдельных государств. Он включает инфраструктуру железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта, а также морские порты на Каспийском море, в Персидском заливе, автомобильные и железнодорожные пункты пропуска, а также международные аэропорты.

Напомним, межправительственное соглашение о создании МТК Север – Юг было подписано в 2000 году тремя сторонами – Россией, Индией и Ираном. Позже состав стран-участниц расширился до 14. Целью реализации проекта МТК является привлечение транзита грузов из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу. В сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок.


Урок географии

Восточный маршрут МТК Север – Юг представляет собой прямое железнодорожное сообщение РФ через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана: Москва – Аксарайская – Болашак – Инче-Бурун – Бендер-Аббас. Транскаспийская ветка МТК предусматривает перевозку грузов по Каспийскому морю через порты Астрахань, Оля и до иранских портов Энзали, Амирабад, Ноушехр. Западный маршрут коридора – через Астрахань – Махачкалу – Самур в России, азербайджанские Баку и Астару, иранские Решт и Казавин с выходом в порт Бендер-Аббас и далее по морю в порты стран Персидского залива и Индии.

Отметим, что одним из барьерных мест западного маршрута МТК является отсутствие 162-километрового участка железной дороги Решт – Астара в Иране. В мае 2023 года Россией было подписано соглашение о строительстве, общая стоимость которого составляет 1,6 млрд евро. На текущий момент на строительство выделили межгосударственный кредит в 1,3 млрд евро. Предположительный срок реализации строительства участка Решт – Астара составит не менее трёх лет.

В середине декабря 2023 года также стало известно, что строительство участка Решт – Астара начнётся через 1,5 месяца. Об этом сообщил замминистра дорог и городского развития Ирана Шахрияр Эфендизаде агентству Tasnim. По его словам, 162-километровый участок является самым важным железнодорожным проектом в Исламской Республике на данный момент.


Зоны роста

По данным Евразийского банка развития, на текущий момент в рамках коридора реализуется 102 инфраструктурных проекта на общую сумму $38,2 млрд. При этом 69% этих средств направлено на развитие западного маршрута коридора.

В конце ноября текущего года замглавы Минтранса России Валентин Иванов предложил актуализировать дорожную карту по развитию трёх маршрутов международного транспортного коридора Север – Юг. В частности, необходимо развивать железнодорожную инфраструктуру на подходах к порту Махачкала, это повысит провозную способность в сообщении с терминалом до 4,9 млн тонн в год. Он также предложил включить в дорожную карту строительство автодороги к порту, реконструировать одноимённый морской пункт пропуска и провести капитальный ремонт отдельных автодорог для ликвидации узких мест на всём направлении.

Отметим, что помимо подходов к порту Махачкала также необходимо модернизовать существующие мощности на полигоне Северо-Кавказской железной дороги. Так, в 2024 году ОАО «РЖД» планирует модернизировать ряд грузовых дворов станций Грозный, Владикавказ и Краснодар-Сортировочный. За счёт реконструкции грузового терминала станции Грозный в Чеченской Республике впервые будет организована работа с контейнерами.

Помимо порта Махачкала Россия будет развивать и другие порты МТК Север – Юг: Астрахань и Оля. Ранее замминистра транспорта Александр Пошивай назвал наиболее значимым для проекта событием дноуглубление Волго-Каспийского судоходного канала в Астраханской области для развития МТК с обеспечением гарантированной проходной осадки судов 4,5 м.

В сентябре губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин уточнил, что уже сейчас по коридору Север – Юг через Астраханскую область ведётся отправка грузов из России и Белоруссии в Иран, Ирак, Индию, Объединённые Арабские Эмираты и другие страны. Перспективным направлением становится Африка.

В конце декабря 2023 года ожидается подписание соглашения о создании зоны свободной торговли между Ираном и Евразийским экономическим союзом. Об этом сообщил Владимир Путин в ходе переговоров с президентом Ирана Эбрахимом Раиси, прошедших 7 декабря в Кремле.

Напомним, в мае вице-премьер России Марат Хуснуллин на полях экономического форума «Россия – Исламский мир. KazanForum» заявил, что общий объём инвестиций в развитие МТК Север – Юг с 2022 по 2030 год составит порядка 280 млрд руб.

В ноябре 2023 года на базе ВТБ был открыт проектный офис для развития коридора. Глава ВТБ Андрей Костин отметил: «Мы никогда не говорили, что будем вкладывать в проект. Мы взяли на себя расходы, связанные с проектом. Это будет стоить нам порядка 4–5 млрд руб. То, что мы заплатим за то, что будет сделан обоснованный, рассчитанный, с моделями финансовыми сам проект. Вот это мы берём на себя».


Прогрессия объёмов

За 11 месяцев этого года объём перевезённых грузов по всем трём маршрутам МТК Север – Юг составил 11,5 млн тонн, увеличившись на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом доля экспорта составляет 8,8 млн тонн, транзита – 1,9 млн тонн, импорта – 705 тыс. тонн.

Объём контейнерных перевозок по коридору удвоился с начала года до 42 тыс. ДФЭ, сообщил заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Александр Ворошнин.

Как отмечает заместитель директора АНО «Информационно-аналитический центр по вопросам внешнеторговой деятельности» при Минпромторге России Дмитрий Ежов, по одному только экспорту российских грузов железнодорожным транспортом по коридору Север – Юг превышение прогнозных значений составило 36%, по восточному маршруту – 49%, а по транскаспийскому рост произошёл в несколько раз.
«Если в 2022 году по МТК перевезли 14,5 млн тонн, то в этом году это будет уже 17,6 млн тонн с перспективой к 2030 году до 40 млн тонн», – отметил министр транспорта РФ Виталий Савельев.

По словам главы холдинга «РЖД» Олега Белозёрова, МТК Север – Юг имеет стратегическое значение для страны, в перспективе грузовой потенциал можно оценить в более чем 100 млн тонн грузов в год.

Ольга Шелкова


Маршрут геополитической важности

Будущее мировой логистики зависит от Северного морского пути

Рубрики: Развитие
Для ВСМ нашлась концессия

Схема государственно-частного партнёрства покажет свою эффективность

Рубрики: Развитие
Холдинг стремится к цифровой зрелости

Компания избрала курс на инновационное развитие

Рубрики: Развитие
Экономика перевозок

Как в компании «РЖД» готовятся к достижению целей развития

Рубрики: Развитие
Всё – в человеке, всё – для человека!

Социальная политика выходит на новый уровень

Рубрики: Развитие

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru