На протяжении двух десятилетий ОАО «РЖД» безукоризненно выполняет поставленные государством задачи и обеспечивает высокий уровень надёжности и безопасности перевозок.
Мы — динамично развивающаяся компания с чётким вектором на модернизацию и серьёзным инновационным потенциалом.
У нас самая большая в стране команда профессионалов, от ежедневного труда которых зависят комфорт и благополучие миллионов человек.
Коллектив — наше бесценное достояние, поэтому забота о железнодорожниках является одним из главных приоритетов, а в нашем фокусе внимания находится широкий спектр задач от привлечения, мотивации и развития работников до сохранения их здоровья.
В октябре мы отмечали юбилей – 20 лет со дня основания компании. И на протяжении всего этого времени мы заботимся о благополучии железнодорожников.
Подчеркну, что ОАО «РЖД» всегда сохраняло все базовые гарантии и льготы, в том числе индексацию заработной платы, медицинскую помощь, санаторно-курортное оздоровление, право бесплатного проезда.
Весь спектр социальных обязательств закреплён в Коллективном договоре.
Мы всегда стремимся к тому, чтобы Коллективный договор не был статичным документом. В него вносятся изменения, направленные на улучшение благополучия железнодорожников с учётом вызовов в разные периоды времени.
Наш Коллективный договор является одним из лучших в стране и учитывает большинство направлений поддержки. А для решения точечных вопросов принимаются отдельные адресные целевые программы и концепции.
Такой подход позволил нам сохранить дошкольные и школьные учреждения, реформировать комплекс объектов социальной инфраструктуры и успешно развивать отраслевое здравоохранение.
В разные периоды времени под меняющиеся запросы работников мы дополнительно разрабатывали целевые программы, которые сегодня успешно реализуются. Например, «Ветераны ОАО «РЖД», «План мероприятий по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин», «Концепция здорового образа жизни».
Возвращаясь к теме вызовов, хотел бы ретроспективно вспомнить, как мы реагировали на ключевые из них.
В начале 2000-х мы первые задумались над вопросом повышения уровня жизни наших работников на пенсии. И уже сегодня корпоративная пенсионная система является неотделимой частью нашей социальной политики и одной из важных составляющих благополучия железнодорожников на заслуженном отдыхе. Сейчас корпоративную пенсию получают 284 тыс. 344 неработающих пенсионера. При этом средний размер корпоративной пенсии, назначенной в текущем году, составил 9 тыс. 750 руб.
В 2018 году мы оперативно разработали дополнительный комплекс мер, позволивший смягчить влияние от принятия нового пенсионного законодательства на работников предпенсионного возраста. Тогда была определена категория «Лица, приравненные к неработающим пенсионерам». Данной категории железнодорожников предоставляется право на такие же льготы, как и неработающим пенсионерам, выплачивается единовременное поощрение за добросовестный труд, изменены правила назначения корпоративной пенсии.
Для привлечения квалифицированных специалистов в 2011 году было принято решение внедрить новый вид социальной поддержки значимым категориям персонала – предоставление компенсируемого социального пакета (КСП).
В его основу положен принцип «кафетерия» с перечнем социальных услуг, на которые можно потратить установленный лимит средств.
Помимо этого, сегодня КСП используется, чтобы поддержать железнодорожников в сложной жизненной ситуации. Его, например, могут получить многодетные семьи, работники, воспитывающие детей в одиночку, семьи, в которых есть дети с ограниченными возможностями.
В этом году в значимую категорию вошли молодые работники компании. Специально для них были добавлены новые элементы, интересные для данного поколения. Перечень социальных услуг, включённых в КСП, увеличен более чем в два раза. Работники всех железных дорог за счёт КСП могут получить компенсацию оплаты проживания в российских отелях, гостиницах и хостелах, детского отдыха в любое время года, личных консультаций (например, юридическая, психологическая помощь), компенсацию личных пожертвований на платформе «Поможем вместе».
Для молодых специалистов предусмотрена компенсация оплаты обучения в автошколе, покупки товаров для туризма и спортивного инвентаря, уплаты процентов по автокредиту, участия в интеллектуальных играх. В 2024 году КСП получат более 35 тыс. железнодорожников.
Новые вызовы времени диктовали свои условия. И мы первая компания, которая создала нормативную базу по применению режимов гибкого рабочего времени и дистанционной работы. Это позволило нам в период пандемии оперативно выстроить эффективную бесперебойную деятельность.
С приходом работников новых поколений был своевременно разработан Бонусный пакет. После апробации в прошлом году он был растиражирован на всю сеть.
Это совершенно новый механизм мотивации трудящихся. Он даёт возможность всесторонне развиваться, получать дополнительные привилегии за проявленную активность и вовлечённость в решение корпоративных задач.
Бонусный пакет востребован, об этом говорит ежегодное увеличение числа участников. Сейчас в проекте участвуют более 122 тыс. работников, которые зарегистрировали 102,3 тыс. значимых достижений и заработали около 10,5 млн бонусных баллов. Обменять баллы можно на более чем 2 тыс. привилегий. Этот процесс полностью автоматизирован.
Отдельное внимание мы уделяем развитию регионов.
Одним из приоритетных направлений сегодня является опережающее развитие Дальнего Востока. Нами реализуются мероприятия в рамках Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока до 2024 года и на перспективу до 2035 года.
Кроме того, в компании разработаны четыре дополнительные целевые программы: «Дальневосточная дорога – полигон опережающего развития», «План по привлечению и сохранению персонала на предприятиях филиалов ОАО «РЖД», расположенных в границах Байкало-Амурской магистрали», «План мероприятий по развитию социальной инфраструктуры в местах локального проживания работников ОАО «РЖД» и «Стратегия модернизации ресурсов и сохранения человеческого капитала на полигоне Забайкальской железной дороги на 2023–2025 гг.». Они направлены на привлечение и удержание трудовых ресурсов, повышение качества жизни в регионе и развитие социальной инфраструктуры.
Создаются уникальные меры социальной поддержки для работников Дальневосточной железной дороги.
С учётом текущих трендов и потребностей работников мы разрабатываем и новые социальные проекты. Они затрагивают все сферы жизни, от раскрытия творческого потенциала до самореализации и разнообразия досуга.
И вот уже в действующем Коллективном договоре на 2023–2025 годы мы приняли новые обязательства по популяризации железнодорожных династий. Мы впервые в 2023 году составили реестр династий железнодорожников и провели конкурс в различных номинациях. Получив высокий отклик, мы приняли решение, что данный конкурс будет проводиться ежегодно.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что все эти меры позволили нам на протяжении 20 лет обеспечивать комплексную заботу о благополучии железнодорожников и оставаться привлекательными на рынке труда.
Мы всегда держим вектор развития социальной политики на улучшение жизни работников, членов их семей и неработающих пенсионеров.