Конкуренция на рынке труда постоянно растёт. И если раньше цифровые навыки нужны были по большей части только IT-специалистам, то сегодня владение ими – весомое преимущество кандидатов на совершенно разные должности. Учитывая всеобщую компьютеризацию, в отраслевых вузах будущих инженеров транспорта начали обучать в том числе азам программирования.
В современном технологическом мире, где компьютеры и Интернет уже являются неотъемлемой частью жизни, умение программировать становится всё более важным навыком. Оно не только открывает множество возможностей для карьерного роста, но и помогает в развитии критического мышления и решении сложных задач. Так, например, при написании программы специалист должен тщательно продумать каждый шаг, предвидеть возможные ошибки и искать пути их решения. Это требует от него развитой логики и умения тщательно анализировать информацию. Всё это актуально и для профессии инженера.
Программисты для транспорта
Чтобы обучать востребованных, высококвалифицированных специалистов, в отраслевых вузах, колледжах и техникумах реализуются программы подготовки в сфере программирования. Они пользуются большой популярностью среди абитуриентов. Так, по словам проректора Российского университета транспорта (МИИТ) Алексея Овчинникова, в эту приёмную кампанию самым востребованным направлением подготовки среднего профессионального образования стало «Информационные системы и программирование». Поступающие подали 483 заявления на выделенные 90 мест (таким образом, конкурс составил более пяти человек на место).
IT-навыки стремятся получить и будущие инженеры транспорта, обучающиеся в РУТ (МИИТ). Университет является участником совместного проекта Минобрнауки и Минцифры «Цифровые кафедры», направленного на повышение квалификации студентов в сфере информационных технологий. Так, студенты, обучающиеся по основным IТ-программам, могут получить «цифровую» квалификацию в сферах Java-разработки, искусственного интеллекта и машинного обучения. Студентам, получающим специальность, не связанную с информационными технологиями, доступны дополнительные программы «Основы разработки и управления IT-проектами», «Разработка программных приложений для бизнеса», «1C-разработчик», «Инженер сопровождения IT-инфраструктуры».
«Мы понимаем, что программирование становится базовой компетенцией. Сегодня сложно представить, что можно написать текст от руки и отдать его машинистке, чтобы она «набила» текст на компьютере. Через два-три года таким же нонсенсом будет прийти в IT-подразделение компании и попросить специалистов решить какую-то несложную задачу по программированию. Это должны делать инженеры на местах», – отметил проректор РУТ (МИИТ) Виталий Борщ.
Азы программирования в РУТ (МИИТ) могут изучать и школьники. Для них на территории университета с 2021 года действует детский технопарк. Среди прочих там реализуются такие программы обучения, как «Основы программирования на языке Python. Введение в ООП», «Дизайн интерфейсов в Figma», «Основы 3D-моделирования в Blender» и другие.
«Такое обучение позволяет школьнику расширить кругозор, улучшить понимание перспектив. Технопарк – это огромный мир, где каждый может найти себя», – рассказала директор детского технопарка «Московский транспорт» РУТ (МИИТ) Анастасия Архангельская.
Чемпионы программирования
Студенты отраслевых вузов являются завсегдатаями чемпионатов профессионального мастерства в IT-сфере. Так, представители Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС) с 2016 года регулярно принимают участие в Международной олимпиаде по математике и программированию среди вузов Дальнего Востока России и провинции Хейлунцзян (КНР). В 2021 году команды студентов ДВГУПСа завоевали два диплома третьей степени. В октябре этого года олимпиада прошла в 16-й раз, участие в ней приняли команды 10 вузов (по пять из России и Китая). В итоге студентка кафедры «Вычислительная техника и компьютерная графика» ДВГУПСа Оксана Иорданашвили завоевала третье место.
Студенты Московского колледжа транспорта РУТ (МИИТ) в этом году приняли участие в XI Международном конкурсе проектов и прикладных исследований на основе кейсов от работодателей «Школа реальных дел». Свои инновационные идеи и уникальные разработки в области робототехники, программирования, инженерного дела, 3D-моделирования и других направлений представили более 4 тыс. участников. Практические кейсы для конкурсантов подготовили 52 ведущие отечественные компании. От Московского колледжа транспорта РУТ (МИИТ) в конкурсе приняли участие студенты, обучающиеся по специальности «информационные системы и программирование». Будущие специалисты провели разноплановое тестирование российской операционной системы Astra Linux и успешно презентовали результаты своей работы. В итоге команда транспортного колледжа заняла первое место с проектом «Создание учебно-методических материалов для преподавания операционной системы Astra Linux».
«В проекте мы стремились показать, как можно использовать операционную систему Astra Linux в учебных целях и на работе. В команде каждый из нас выполнял свою роль: мы вместе обсуждали идеи и принимали решения, чтобы добиться наилучшего результата. Мы учились лучше понимать друг друга, учитывать мнения и предложения других участников команды, а также находить компромиссы. Каждый из нас вносил свой вклад в проект, и это помогло нам достичь наилучших результатов», – отметил участник команды Московского колледжа транспорта РУТ (МИИТ) Сергей Хутко.
Развитие IT-партнёрства
Чтобы подготовка специалистов в сфере программирования была более практико-ориентированной, отраслевые вузы сотрудничают с профильными организациями. Так, Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС) установил связи с Федерацией спортивного программирования (ФСП) Самарской области. Соглашение о сотрудничестве в октябре этого года подписали ректор университета Максим Гаранин и председатель ФСП Самарской области, глава комитета информационных цифровых технологий Самарского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Михаил Бабенко. Партнёры намерены реализовывать совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в сфере спортивного программирования. Они будут продвигать и актуализировать IT-направления при подготовке специалистов железнодорожного транспорта, распространять результаты научных исследований в сфере высоких технологий, создавать условия для разработки и реализации образовательных программ в сфере спортивного программирования.
По словам Максима Гаранина, соглашением также предусмотрено проведение совместных семинаров, конференций, круглых столов и симпозиумов. Студенты смогут участвовать в мероприятиях ФСП, а также готовить научные доклады, статьи и иные публикации, отражающие результаты научных исследований в сфере спортивного программирования.
«Взаимодействие с ФСП будет способствовать развитию и популяризации спортивного программирования в университете, а также подготовке кадров для IТ-индустрии», – подчеркнул Максим Гаранин.
Михаил Бабенко особо отметил значимость взаимодействия с транспортным университетом, актуальность инновационных образовательных программ вуза, а также новые возможности для обучения и развития студентов – будущих специалистов в сфере программирования. По его словам, сотрудничество двух организаций обеспечит устойчивое развитие профессионального сообщества программистов в регионе, что будет способствовать формированию кадрового резерва для ведущих российских предприятий, в том числе индустриального партнёра СамГУПСа – компании «РЖД».
Юлия Антич