Для ОАО «РЖД» сегодня большое значение приобретает скорость внесения изменений в организационную структуру численного состава персонала из-за внешних и внутренних обстоятельств. Важно, чтобы у руководителей подразделений были на это полномочия.
Повседневная жизнь состоит из процессов, задач и решений, в которых мы принимаем непосредственное участие, обеспечивая непрерывное функционирование общества как единого механизма. Так и жизнь компании состоит из бизнес-процессов, грамотная и эффективная реализация которых является гарантом стабильности и важным условием для достижения успеха организации.
Служба управления трудовыми ресурсами и организационной структурой включает в себя два направления деятельности – это организация оплаты труда и формирование организационной структуры. Ведь от того, насколько рационально выстроена структура подразделения, как рассмотрены вопросы структурных преобразований, а также насколько конкурентоспособен уровень оплаты труда персонала, определяется эффективность выполняемых функций и успешное выполнение заданных бизнес-процессов железной дороги.
Изменение штатного расписания
В данный момент на Западно-Сибирской железной дороге реализуется пилотный проект по делегированию начальнику железной дороги полномочий на внесение изменений в штатное расписание подразделений, находящихся на финансово-хозяйственном обслуживании органа управления железной дороги (приписного штата), которые ранее необходимо было согласовывать в ОАО «РЖД».
В 2021 году был утверждён Порядок делегирования полномочий на внесение изменений в штатные расписания отдельных филиалов ОАО «РЖД» на основе принципов и инструментов организационного дизайна. Порядком установлены правила формирования, согласования, утверждения организационно-функциональных моделей (ОФМ) и штатных расписаний и внесения в них изменений.
В текущем году распоряжением ОАО «РЖД» утверждена организационно-функциональная модель приписного штата органа управления Западно-Сибирской железной дороги, а также перечень должностей и профессий подразделений приписного штата и значения индикаторов ОФМ, в пределах которых возможно изменение (увеличение или уменьшение) штатной численности. Это касается центров охраны окружающей среды, оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики, оперативно-технического учёта работы локомотивов (моторвагонного подвижного состава), повышения эффективности труда персонала, управления автотранспортом, инновационного развития, также сектора служебных билетов.
Теперь мы можем оперировать численностью подразделений в пределах утверждённой ОФМ и поставленных перед руководством целевых задач.
Реализация данного проекта позволяет значительно ускорить и упростить процесс рассмотрения и согласования изменений в штатное расписание.
Как есть и как будет
Сегодня ни одно организационно-штатное изменение не обходится без построения бизнес-модели в автоматизированной системе управления бизнес-моделированием (АСУБМ), сравнительного анализа моделей в состоянии «как есть» и «как будет». Бизнес-моделирование позволяет наглядно, поэтапно выстроить каждый процесс в подразделении, разложив его до мельчайших подробностей, увидеть узкие места в работе, где происходит потеря времени на выполнение ненужных функций, дублирование функций, спрогнозировать возможные риски. Увязка АСУБМ в одно целое с другими автоматизированными системами, применяемыми в ОАО «РЖД», даёт возможность определять трудоёмкость вплоть до каждого работника – его загрузку, перечень выполняемых функций, сформировать должностные инструкции и регламенты процессов, рассчитать премирование работника по результатам выполнения показателей эффективности процесса, производить расчет потребности в персонале и даже выстроить структуру предприятия.
Типовая модель
Параллельно с делегированием полномочий на внесение изменений в штатное расписание Департаментом по организации, оплате и мотивации труда совместно с профильными департаментами на железных дорогах активно внедряются типовые организационно-функциональные модели служб, разработанные на основе процессного подхода, функционального анализа, проводятся работы по нормированию труда административно-управленческих работников.
Типовая организационно-функциональная модель выстраивает единую для железных дорог вертикаль управления, структуру служб, сформированную на основе выполняемых функций.
Для служб в целом и её подразделений установлены предельные значения индикаторов, определяющих минимально и максимально возможную численность подразделения, предельные значения нормы управляемости и звенности. Для привлечения высококвалифицированных специалистов с необходимым уровнем профессиональных компетенций в штатное расписание служб вводятся должности экспертов.
Первой для дороги типовой ОФМ стала ОФМ службы управления имуществом, на основе которой с 1 июня 2023 года сформировано и введено в действие штатное расписание службы управления имуществом.
Второй – временная типовая ОФМ службы управления персоналом, новое штатное расписание службы управления персоналом введено в действие с 1 сентября 2023 года.
Начальнику железной дороги делегированы права самостоятельно принимать решение о размещении работников служб в зависимости от производственной необходимости в границах железной дороги, а также вносить изменения в штатное расписание служб в рамках установленных индикаторов ОФМ в пределах фактической штатной численности и утверждённых бюджетных параметров железной дороги по согласованию с профильными департаментами, Департаментом по организации, оплате и мотивации труда, при приведении фактической штатной численности к нормативной – по согласованию с Департаментом экономики, Департаментом по организации, оплате и мотивации труда и профильными департаментами.
Постепенно все типовые штатные расписания будут заменены на типовые ОФМ, что сделает структуру более прозрачной.