В конце октября в Москве состоялся Международный таможенный форум – 2023. Одним из главных тематических треков программы стала трансформация международной логистики и развитие транспортных коридоров с учётом оптимизации и цифровизации таможенных процедур.
Председатель Правительства России Михаил Мишустин в своём видеообращении к участникам форума отметил, что сегодня максимально упрощены таможенные процедуры и совершенствуются цифровые сервисы. Теперь почти все декларации (80%) подаются в электронной форме – через Интернет.
Внедрение новых решений помогло добиться определённых результатов. Так, только за семь месяцев текущего года грузовой поток со странами Азии увеличился почти на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и составил 25 трлн руб.
Существенно повысилась пропускная способность на пограничных переходах. К примеру, с Китаем в Забайкалье – более чем в два раза. Товарооборот по международному транспортному коридору Север – Юг за три квартала превысил прошлогодние показатели на 30%.
«Необходимо продолжать сокращать сроки проведения таможенных операций и активнее внедрять решения на основе искусственного интеллекта (ИИ). Сформировать единую цифровую платформу, которая должна быть интегрирована не только с базами данных всех контролирующих органов, но и с программным обеспечением технических средств», – обратился к участникам форума Михаил Мишустин.
По словам временно исполняющего обязанности руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Руслана Давыдова, краеугольная задача таможни в новых условиях – поддержка российской экономики, упрощение и ускорение прохождения таможенных формальностей.
Польза от сотрудничества
«Прошедший год – яркое свидетельство проявления эффективности конструктивного профессионального поиска ОАО «РЖД», ФТС России возможностей развития транспортного сообщения в быстро меняющихся условиях», – рассказал «Гудку» заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) – начальник Управления по таможенной деятельности Андрей Семёнов.
Участники форума привели несколько положительных примеров совместной работы с ФТС, которые позволили как упростить само движение товаров через границу, так и сократить сроки доставки.
Так, например, одно из решений ФТС дало возможность помещения товаров из-за рубежа под таможенный транзит с использованием разных видов транспорта. Оно в том числе помогло решить проблему перегрузки морских терминалов на Дальнем Востоке из-за дисбаланса экспортных и импортных контейнерных потоков, оценил работу таможенной службы заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило.
Если раньше отправления, по которым срабатывали таможенные риски, досматривались непосредственно на пункте пропуска, то теперь это стало возможным после перемещения груза на терминалы в глубь страны. Как результат – высвобождение мощностей пунктов пропуска для дополнительных объёмов перевозок.
Соответствующий эксперимент проводится с июля 2023 года при перевозках через крупнейший на российско-китайской границе железнодорожный пункт пропуска Забайкальск. Таможенный досмотр грузов в контейнерах осуществляется в транспортно-логистических центрах Московского транспортного узла.
«РЖД используют 17 сухих терминалов, с которых можно отправить контейнеры по новой технологии. Перевезли уже более 14 тыс. контейнеров. И это только начало. Совместно с Минтрансом России, ФТС и участниками рынка планируем дооснащать терминалы, чтобы развивать этот сервис», – добавил Алексей Шило.
Первый вице-президент «ТрансКонтейнера» (входит в Группу компаний «Дело») Валерий Веремеев предложил реализовать данную концепцию и в отношении пункта пропуска Наушки на границе с Монголией.
«Считаем, что есть возможность организовать аналогичный формат пропуска поездов c досмотром на Московском полигоне. Мы со своей стороны подтверждаем планы по развитию терминальной инфраструктуры в МТУ», – отметил он.
Цифровой портфель
Президент Транспортной группы FESCO Аркадий Коростелёв отметил, что благодаря совместным цифровым сервисам с ФТС FESCO только за последний год смогла в пять раз сократить время оформления экспортных поручений во Владивостокском морском торговом порту – с 10 до 2 часов.
«Кроме того, нам удалось ускорить получение разрешений от таможни на проведение операций в порту с 48 до 3 часов, а экономия общего времени оформления контейнеров составила 40%», – уточнил он.
Однако, как отметил Руслан Давыдов, практически исчерпаны физические лимиты по ускорению операций. Поэтому необходимо переходить к интеллектуальной работе: применять электронные навигационные пломбы, внедрять интеллектуальный пункт пропуска и применять технологию одного окна.
ФТС для ускорения операций уже внедряет в работу элементы искусственного интеллекта, например в части автоматического анализа снимков инспекционно-досмотровых комплексов. Создаётся библиотека эталонных снимков, с которыми машина сравнивает полученные на постах. После этого предварительно обработанный машиной снимок отдаётся инспектору. Это позволяет увеличить скорость контроля и сконцентрировать усилия на тех поставках, которые действительно требуют проверки.
Первым делом инфраструктура
«Стоит отметить, что цифровые технологии не могут полностью заменить вопросы развития инфраструктуры. Всё равно сохраняется физический контроль, и инфраструктура здесь первична», – высказал своё мнение Руслан Давыдов.
Он привёл в пример морской порт Владивосток, где в первом квартале следующего года планируют оборудовать современный терминал для досмотровых операций. В результате это положительно отразится на скорости оформления поставок.
При этом ОАО «РЖД» продолжает модернизировать инфраструктуру пограничных терминалов и приграничных железнодорожных линий.
«Инвестиции холдинга РЖД в развитие железнодорожных пограничных переходов в текущем году составят 4,5 млрд руб., в следующем году – 7 млрд руб», – сообщил Алексей Шило.
Так, в данный момент на погранпереходе Наушки параллельно реализуется две программы по реконструкции трансграничного перехода, одну из которых ведёт ФГКУ «Росгранстрой», вторую – ОАО «РЖД».
На западном маршруте МТК Север – Юг ОАО «РЖД» реализует несколько проектов по развитию приграничной инфраструктуры, которые, несомненно, должны положительно отразиться на повышении грузопотока. Ведутся мероприятия по переводу на систему тяги переменного тока российского участка Дербент – Самур до госграницы, строится железнодорожный пункт пропуска Дербент.
«Инфраструктура, на которую накладывается цифровизация, – это эталонная модель, по которой работает весь мир», – подытожил Руслан Давыдов.
В этом году в мероприятиях деловой программы и интерактивно-выставочной экспозиции приняли участие члены 27 международных делегаций, более 1,5 тыс. представителей федеральных органов власти, бизнес-сообщества и предпринимательских объединений, а также российские и зарубежные эксперты в сфере внешнеэкономической деятельности.
Сергей Волков