Цифровизация сервисов
Логистические услуги приближаются к клиентам
Сервисная линейка «Цифровой логистики» (входит в цифровой холдинг «РЖД-Технологии») не статична, она постоянно расширяется и совершенствуется в зависимости от запросов пользователей и конъюнктуры на транспортном рынке. В течение последнего года портфель услуг пополнили новые продукты.
По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, приоритетными задачами «Цифровой логистики» остаются диверсификация представляемого платформами опционала, создание комфортной цифровой среды для всех участников перевозочного процесса, а также консолидация и прозрачность финансовых потоков в части взаиморасчётов за перевозки грузов и оказание дополнительных услуг.
«Цифровая логистика» сегодня оперирует двумя платформами: электронной торговой площадкой «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП) и электронной площадкой «Оператор товарных поставок» (ЭП ОТП). И на них постоянно происходит процесс расширения функционала.
Сервис для малого и среднего бизнеса
Сегодня на ЭТП ГП в одном бизнес-процессе объединены подача заказа, согласование заявки и оформление сопутствующих документов. Грузоотправителю необходимо только сформировать заявку через унифицированный интерфейс.
На данный момент преобладающая аудитория ЭТП ГП – это представители малого и среднего бизнеса (МСП, более 80%). Напомним, по распоряжению главы ОАО «РЖД» Олега Белозёрова в августе 2021 года силами и активами АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) и ООО «Цифровая логистика» на электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» открыт онлайн-сервис по целевому обеспечению предприятий малого и среднего бизнеса подвижным составом. Сейчас через ЭТП ГП для нужд МСП предоставляются вагоны ФГК.
В апреле текущего года на ЭТП ГП стартовало тестирование новой услуги по предоставлению финансирования, в июле она принята в промышленную эксплуатацию. Сервис позволяет получить грузоотправителям краткосрочное финансирование на оплату комплексной услуги железнодорожной перевозки в онлайн-режиме.
«В тестовый период сервисом воспользовались более 50 компаний, при этом лимит финансирования был одобрен в 60% случаев», – рассказал генеральный директор ООО «Цифровая логистика» Николай Резвов.
Решение по согласованию лимита финансирования клиента принимается в цифровом режиме по единому идентификатору – ИНН компании. Обязательными условиями являются применение клиентом режима общей системы налогообложения и публикация бухгалтерской отчётности в открытых источниках. При этом какое-либо дополнительное поручительство не требуется.
Лимит финансирования формируют цифровые алгоритмы, которые проводят оценку клиента фактически в режиме реального времени. Последнему необходимо лишь подписать заявление на присоединение к правилам и условиям финансирования. При этом предусмотрена отсрочка до 90 календарных дней, также возможно осуществить возврат денежных средств досрочно.
Недавно в портфеле ЭТП ГП появился сервис «Спотовые сделки», он позволяет грузоотправителям и операторам подвижного состава в режиме реального времени находить паритет по цене и оформлять перевозку.
«Спотовые сделки» – инструмент динамического ценообразования с прозрачными механизмами и визуализацией, позволяющей максимально оперативно принимать решения», – говорит Николай Резвов. Этот продукт стал доступен клиентам в середине сентября.
Теперь они в реальном времени могут оценить спрос и предложение на рынке перевозок по текущим запросам грузоотправителей и данным операторов по ставкам и наличию вагонов. При этом реализована возможность подачи встречных предложений на активную заявку. Кроме того, операторы могут перейти в режим «клиента» и сами привлекать подвижной состав при необходимости. Возможно и частичное удовлетворение заявок.
Доступ к новому сервису могут получить зарегистрированные пользователи ЭТП ГП. Для этого на главной странице ЭТП ГП необходимо выбрать сервис «Спотовые сделки» и перейти к оформлению подписки на выбранный период через личный кабинет.
Выход на биржу
ЭП ОТП – это совместный проект ОАО «РЖД» и СПбМТСБ, реализуемый по инициативе ФАС и под контролем Центрального банка РФ. Платформа позволяет связать биржевую инфраструктуру через цифровой сервис платформы оператора товарных поставок с производственными системами ОАО «РЖД» и через систему цифрового документооборота обеспечить прозрачность данных о погрузке и перевозке для всех участников клиринга. Для обеспечения работы этой системы подготовлена нормативная база, технологические решения взаимодействия, в том числе интеграции между системами, и, конечно, создан сам цифровой продукт. Механизм ОТП сегодня распространяется на торговлю нефтепродуктами.
По данным «Цифровой логистики», за девять месяцев 2023 года договоры с ОТП заключили 242 участника секции «Нефтепродукты» СПбМТСБ, из них 19 – производители нефтепродуктов (все основные производители) и 242 покупателя.
Так, 3 октября в Новосибирске в ходе транспортно-логистической конференции «PRO//Движение.Сибирь» ОТП стала темой для обсуждения. Генеральный директор ООО «Газпромнефть-Логистика» Алексей Шафранов рассказал, что с сентября компания начала пилотные продажи на площадке ОТП по отгрузке и поставке нефтепродуктов со станции Комбинатская. «Базис ОТП мы видим удобным с точки зрения классического варианта биржевых продаж. Он подразумевает комплексный подход, когда взаиморасчёты у цифрового оператора идут и за продукт, и за транспортировку, – отметил тогда Алексей Шафранов. – Особенно нам импонирует, что поставки на этой площадке включают также взаиморасчёты за сверхнормативное использование вагона на выгрузке».
Здесь необходимо отметить, что механизм ОТП в перспективе предполагает расширение и на другие секции биржи. «В настоящий момент биржа рассматривает запуск данного института на рынке угля и леса», – говорил ранее управляющий директор АО «СПбМТСБ» Алексей Рыжиков.
Однако здесь необходимо настроить технологии ОПТ для новых номенклатур грузов, и на это требуется время.
Важным достижением для площадки ОТП в этом году стало её включение в реестр российского ПО. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ внесло ЭП ОТП в класс «Программное обеспечение для оформления транспортных перевозок» за № 18152.
Коллаборация платформ
В середине лета произошла коллаборация ЭТП ГП с цифровой платформой публично-правовой компании Российского экологического оператора (ЭПТ ППК РЭО), на базе которой происходит купля-продажа вторсырья. Теперь на ППК РЭО обозначен отдельный модуль «Грузовые перевозки», через который можно заказать перевозку вторсырья по железной дороге на территории РФ через ЭТП ГП, включая все виды отходов, кроме опасных. «Интеграция двух цифровых платформ в том числе внесёт вклад в повышение экологической безопасности и развитие экономики замкнутого цикла», – прокомментировал Николай Резвов.
По словам генерального директора РЭО Дениса Буцаева, на цифровой платформе пользователи могут заказать услуги железнодорожных перевозок и сопутствующие сервисы: предоставление вагона, охрану грузов, терминальные услуги, привлечь финансирование под перевозку и другие.
Кроме того, «Цифровая логистика» и «ТрансКонтейнер» на полях Восточного экономического форума заключили меморандум о сотрудничестве, направленный на развитие транспортных сервисов в России, государствах СНГ и третьих странах.
Стороны договорились совместно разрабатывать и реализовывать технологии при перевозке грузов в экспортном, импортном и транзитном направлениях. В частности, рассмотреть возможность интеграции систем продаж ПАО «ТрансКонтейнер» с ЭТП ГП.
По словам Николая Резвова, потенциальная интеграция цифровых платформ позволит расширить возможности для грузовладельцев и экспедиторов при железнодорожной транспортировке, при этом все процессы будут доступны в прозрачной, доверенной цифровой среде.
«Сотрудничество с ООО «Цифровая логистика» выступит дополнительной возможностью в совершенствовании систем продаж», – отметил вице-президент по коммерческой деятельности ПАО «ТрансКонтейнер» Александр Подылов.
Сергей Волков
Цифровые следы
Андрей Ковальчук, главный специалист отдела мониторинга соблюдения нормативных требований и процесса управления коррупционными рисками Центра по организации противодействия коррупции ОАО «РЖД»,
Могут принести пользу, а могут навредить
Рубрики: Революция 4.0
Первый прошёл
Антон Домников, начальник Центра управления проектами технического развития,
Центр управления проектами технического развития подводит итоги года
Рубрики: Революция 4.0