Визит президента РФ Владимира Путина в Китай в середине октября, где он стал почётным гостем третьего Международного форума «Один пояс – один путь» – подтверждение надёжного партнёрства наших стран в разных областях деятельности. Форум был приурочен к 10-летию инициативы «Один пояс – один путь», которая была предложена в 2013 году в Астане главой КНР Си Цзиньпинем.
«Один пояс – один путь» объединяет два проекта – «Экономический пояс Шёлкового пути», включающий несколько транспортных коридоров, и «Морской Шёлковый путь XXI века». Синхронное развитие проектов должно соединить Китай со странами Европы, Центральной Азии и Африки и активизировать международные торгово-инвестиционные проекты.
Глобальная инциатива
В своём выступлении в Пекине Владимир Путин подчеркнул, что создание международных и региональных логистических, торговых маршрутов объективно отражает те глубинные изменения, которые идут в мировой экономике, ту новую роль, которую играют страны Азиатско-Тихоокеанского региона, глобального Юга, другие центры роста и развития.
По его мнению, инициатива «Один пояс – один путь» созвучна предложению сформировать большое евразийское партнёрство как пространство сотрудничества и взаимодействия единомышленников, где будут сопряжены самые разные интеграционные процессы.
«Один пояс – один путь» – это глобальная инициатива, она касается практически всех регионов мира: и Американского континента, и Африки, и Европы, и соседей по Азиатско-Тихоокеанскому региону, и России. А то, что называется евразийским партнёрством, это вот – локально. Это большое пространство, и для нас абсолютно приоритетное, для России, но это всё-таки не имеет такого глобального характера, как китайская инициатива», – отметил Владимир Путин, завершая свой визит в КНР на встрече с журналистами.
Товарооборот России и Китая
Товарооборот РФ и КНР уже в прошлом году достиг рекордной планки – $185 млрд. Главное таможенное управление Китая приводит цифру $190,3 млрд (увеличение на 29,3% к предыдущему году). По данным китайской стороны, экспорт в Россию вырос на 12,8% (до $76,1, млрд), а импорт из РФ – на 43,4% (до $114,1 млрд).
В сообщении с Китаем «Российские железные дороги» перевезли более 120 млн тонн грузов за 2022 год, а за 9 месяцев этого года – более 128 млн тонн, что почти на 52% превышает показатель аналогичного периода прошлого года, заявил генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, открывая 17 октября в режиме видеообращения XXXII пленарное заседание Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП). «Поворот на восток» резко увеличил спрос на контейнерные перевозки, которые остаются одним из наших приоритетов. Для повышения их объёмов наряду с активным развитием инфраструктуры важно использовать технологические резервы, обеспечивать взаимную координацию участников транспортного рынка», – подчеркнул Олег Белозёров.
Несмотря на огромные торговые обороты РФ и КНР и общий высокий уровень стратегического взаимодействия, сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс – один путь» пока развито слабо, считает председатель Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич. По его мнению, визит Владимира Путина в Китай направлен на углубление интеграции России в проект «Один пояс – один путь», привлечение финансирования на реализацию инициатив в рамках ЕАЭС и достижение новых соглашений.
«Форум – ключевой путь к взаимодействию. Динамика налаживания связей между КНР и Россией ускоряется», – отметила доктор экономических наук, проректор МГРИ, член Общественного совета Министерства по делам развития Дальнего Востока и Арктики Юлия Зворыкина.
Планы России
Владимир Путин в своём выступлении на пленарной сессии форума рассказал о ряде проектов и развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории России.
Так, в европейской части страны сформирован международный коридор Север – Юг от Мурманска до иранского Бендер-Аббаса, где вскоре будет обеспечено бесшовное железнодорожное сообщение.
«Ещё один транспортный меридиан с севера на юг пройдёт через Уральский регион России и Сибирь, – подчеркнул президент страны. – Строительство Северного широтного хода – это ещё одна железнодорожная ветка с выходом к портам Северного Ледовитого океана и полуострова Ямал – и новой Северо-Сибирской железнодорожной магистрали от Ханты-Мансийского автономного округа России до её стыковки с нашей крупнейшей железнодорожной сетью, с Транссибом и БАМом».
Создание новых международных транспортных коридоров, которые бы связали Урал и Западную Сибирь с портовой инфраструктурой на Северном Ледовитом океане, сможет обеспечить кратчайший выход к морским коммуникациям основным промышленным регионам России, считает президент Центра развития экономики инфраструктуры Владимир Косой. «Это весьма перспективные проекты как в направлении юга от Центральной России, так и по направлению к северу», – отметил он.
Глава государства отметил работу с зарубежными партнёрами над прокладкой железнодорожных маршрутов из Центральной Сибири в южном направлении – в сторону Китая, Монголии, портов Индийского и Тихого океанов. «И наконец, ещё один коридор от Арктики на юг мы планируем на Дальнем Востоке, его элементы также формируются. Это железнодорожная ветка от БАМа в Якутию, мосты через Лену и Амур, Тихоокеанская железная дорога», – добавил Владимир Путин.
Эти коридоры требуют серьёзной аналитической работы, связанной с оценкой уровня эффективности данных проектов по сравнению с предполагаемыми капитальными затратами, необходимыми для их реализации, поясняет Владимир Косой.
«Необходимо определиться с тем, за какой коридор реально сейчас мы можем взяться с учётом реальных финансовых возможностей бюджета страны и социально-экономических эффектов, которые получит государство от его создания», – считает эксперт.
Развитию Северного морского пути (СМП) в речи президента было уделено особое внимание. По мнению главы государства, все эти транспортные коридоры с севера на юг – в европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке – открывают возможность напрямую соединить, интегрировать Северный морской путь с крупными логистическими узлами на юге Евразии, на побережье Индийского и Тихого океанов. Развитие СМП вписывается в инициативу «Один пояс – один путь» в Арктике. По словам Юлии Зворыкиной, СМП, китайская инициатива и МТК Север – Юг образуют Трансазиатский коридор.
Российский лидер также призвал китайских партнёров не только активно использовать транзитный потенциал СМП, но и пригласил заинтересованные государства к прямому участию в его развитии.
Официальный представитель МИД КНР Мао Нин заявила, что Китай готов осуществлять сотрудничество на основе принципов взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды с Россией в различных областях, в том числе в Арктике.
Китайские инвесторы ранее выражали интерес к участию в развитии портовой инфраструктуры СМП и к строительству железнодорожной инфраструктуры, которая связывает СМП с БАМом и Транссибом, например СШХ, уточняет Юлия Зворыкина.
Создание собственной инфраструктуры, которая будет развиваться вместе с китайской инициативой, даст синергетический эффект, убеждён глава государства. «Мы в этом заинтересованы, будем работать совместно. Никакой конкуренции здесь нет», – отметил президент РФ вечером 18 октября на встрече с журналистами.
Посеяли зерно
Деловой форум, предваряющий третий Международный форум, посвящённый китайской инициативе «Один пояс – один путь», прошёл 17 октября в Пекине. На мероприятии присутствовали руководители торговых, инвестиционных, строительных и транспортных компаний стран – участниц инициативы, а также сотрудники финансовых организаций.
На полях этого мероприятия Россия и Китай подписали крупнейший контракт сроком на 12 лет на поставку зерновых, зернобобовых, масличных грузов. Всего Россия поставит в КНР 70 млн тонн зерновых на сумму 2,5 трлн руб.
«Ситуация заключается в том, что мы совершенно точно с лихвой замещаем выпавшие объёмы украинского экспорта за счёт Сибири и Дальнего Востока», – отметил лидер инициативы «Новый сухопутный зерновой коридор» Карен Овсепян в преддверии открытия третьего Международного форума «Один пояс – один путь».
Сергей Волков