Транспортно-логистическая отрасль развивается в новой экономической реальности. Приходится отвечать на непростые вызовы, связанные в том числе с перераспределением экспортных и импортных грузопотоков, созданием новых и модернизацией существующих транспортных коридоров. В этих условиях цифровизация играет одну из ведущих ролей. Она не только позволяет оптимизировать процессы, но и демонстрирует максимальный результат по соотношению объёма вложений и получаемого эффекта. Цифровые решения становятся неотъемлемым инструментом для повышения эффективности грузоперевозок.
Электронный документооборот
Одним из важнейших инструментов стал мультимодальный электронный документооборот.
В ОАО «РЖД» за подготовку и оформление перевозочных документов для грузов, доставляемых по железной дороге, отвечает автоматизированная система «Электронная транспортная накладная» (ЭТРАН). Железнодорожники стали одними из первых, кто реализовал такой сервис для клиентов. С 1 октября 2023 года начнётся эксперимент по состыковке ЭТРАН с государственной информационной системой электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). «Это даст возможность оформлять мультимодальную перевозку между двумя видами транспорта, железнодорожным и автомобильным, в электронном виде без какой-либо бумаги, – пояснил заместитель министра транспорта России Дмитрий Баканов. – Юридически значимый документооборот – это то, что нам позволит построить ядро мультимодальной логистики».
При этом эксперимент по интеграции охватит и водный транспорт. По словам Дмитрия Баканова, до конца этого года при участии компании FESCO на базе Дальневосточного морского торгового порта с системой будут состыкованы также и портовые документы.
Как отмечал ранее заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин, безбумажные технологии станут стандартом мультимодальной грузовой перевозки для всех участников процесса. При этом затраты на логистику у участников перевозки благодаря цифровизации процессов будут существенно снижены.
«По итогам пилотного проекта мы сможем решить технологические, нормативные и методологические вопросы и перейти к тиражированию решения по отрасли в 2024 году», – спрогнозировал Евгений Чаркин.
Технологии блокчейн
Большое внимание ОАО «РЖД» уделяет развитию инструментов на основе технологии блокчейн. Например, в холдинге создан сервис мониторинга смарт-контрактов грузовых перевозок на платформе «Распределённый реестр данных» (РРД ГП). С его помощью можно создавать и проверять транзакции, снизить риски мошенничества и человеческого фактора при передаче данных, а также в целом обеспечить контроль и полную прозрачность для участников системы.
Пользователями сервиса стали уже более 20 компаний. Среди них, например, Владивостокский морской торговый порт, Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат, ОАО «Новоросцемент» и другие.
Как сообщала ранее куратор проекта РРД ГП, заместитель начальника Департамента информатизации ОАО «РЖД» Инесса Яковлева, развитие цифровых инициатив РЖД при сотрудничестве с транспортными компаниями позволит расширить применение РРД ГП с внутрироссийских на интермодальные грузовые перевозки.
Конкурентное преимущество РРД ГП в том, что удалось повысить эффективность взаимодействия клиентов – участников смарт-контракта, дать желаемые для рынка инструменты – отслеживание местоположения груза в режиме реального времени, автоматизированные расчёты.
Сервис интегрирован и с рядом других корпоративных информационных систем компании, включая ЭТРАН. Ожидается, что к 2025 году РРД ГП будет доступен на всей сети железных дорог.
Личный кабинет клиента
Ещё одним флагманским цифровым решением компании в сфере логистики является личный кабинет клиента РЖД. Данный проект представляет собой «цифровое окно» взаимодействия холдинга с клиентами в области грузовых перевозок, которое также позволяет свести к минимуму бумажный документооборот.
Количество пользователей данного сервиса выросло более чем на 5 тыс. с начала этого года и уже превышает 28 тыс. компаний. Только с января по август было оформлено более 1,5 млн документов (больше, чем за весь 2022 год).
Платформа «Грузовые перевозки»
По прогнозам экспертов, в основе глобальной экономики к 2035 году будет лежать конкуренция цифровых экосистем. Тренд на развитие функционала и возможностей различных сервисов в настоящее время активно подхватили многие передовые компании, включая и ОАО «РЖД».
В холдинге наглядным примером трансформации из сервиса в логистическую экосистему стала электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП). На ней организуется более 20 тыс. отправок вагонов в месяц, зарегистрировано более 9,5 тыс. клиентов. К площадке уже присоединились клиенты из 15 стран. Наиболее активно работают грузоотправители из Беларуси, Казахстана, Южной Кореи, Монголии.
По словам первого заместителя генерального директора ООО «Цифровая логистика» Артёма Шаповалова, функционал площадки расширяется, если есть устойчивый спрос со стороны клиентов. Сначала оцениваются потребности участников рынка, и если услуга потенциально массовая и рентабельная, то в скором времени она предлагается на ЭТП ГП. Ежегодно благодаря обратной связи от участников рынка, пользователей ЭТП ГП, и аналитике вводится несколько новых сервисов.
В настоящее время площадка учитывает интересы разных участников процесса и для каждого может предложить эффективные решения. Причём она развивается не только для отечественных потребителей железнодорожных грузовых перевозок, но и для зарубежных. Круглосуточная онлайн-доступность позволяет клиентам и поставщикам действовать из любой локации в мире.
На базе ЭТП ГП развивается электронная площадка «Оператор товарных поставок». Данный сервис РЖД реализовали совместно с АО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа» (АО «СПбМТСБ») и Федеральной антимонопольной службой. платформа контролирует и учитывает товарные поставки по обязательствам, допущенным к клирингу в АО «СПбМТСБ».
«По направлению «нефтепродукты» все ключевые игроки уже находятся на этой площадке, – рассказал Евгений Чаркин. – Прорабатываем аналогичный сервис для сегментов угля и леса».
Стоит также отметить, что ЭТП ГП интегрирована и с электронной торговой площадкой Российского экологического оператора по купле-продаже вторсырья. По мнению генерального директора ООО «Цифровая логистика» Николая Резвова, интеграция двух цифровых платформ внесёт вклад в повышение экологической безопасности и развитие экономики замкнутого цикла.
Проект «РЖД Маркет»
«РЖД Маркет» – ещё один флагманский проект холдинга, начавший свою работу в октябре 2021 года. Это маркетплейс, автоматизированная система электронной торговли. «РЖД Маркет» позволяет предлагать, продавать и покупать товары с доставкой до конечного потребителя.
В настоящее время площадка активно прирастает новыми пользователями. Если на начало 2022 года к ней присоединилось около 500 компаний, то сейчас их количество уверенно приближается к 2 тыс.
Развивается «РЖД Маркет» и в части расширения продуктовой линейки. На площадке продают самые разные грузы: шлакоблоки, металлоконструкции, пиломатериалы, зернобобовые культуры и другие товары.
Что касается преимуществ сервиса, достаточно просто вспомнить, что раньше продавцы сами искали покупателей и организовывали доставку груза по железной дороге. Теперь же их предложение публикуется на площадке, указывается станция отгрузки товара, а стоимость доставки рассчитывается автоматически.
Более того, функционал маркетплейса позволяет всё провести онлайн, включая поиск и публикацию предложений, заключение договора и отслеживание хода выполнения заказа. При этом участникам сделок на площадке гарантируется безопасность расчётов с проверенными продавцами.
Комплекс ИНТЕРТРАН
Подчёркивая важность и эффективность электронного документооборота, стоит также отметить комплексный проект ИНТЕРТРАН. В нём принимают участие оператор морской линии, перевозчик в лице ОАО «РЖД», таможенные органы, грузоотправители и грузополучатели.
Благодаря данному информационно-логистическому сервису, перевозку контейнера любого экспедитора или оператора можно сопровождать электронными данными на всём пути следования. В организации транзитных перевозок это показывает высокую эффективность. ИНТЕРТРАН позволяет сократить общее время оформления документов на четверо суток.
Правильные решения
ОАО «РЖД» успешно адаптировалось ко всем тем изменениям, которые произошли в России и мире за последнее время. Большую роль в этом сыграли цифровые решения, реализацию которых холдинг ведёт уже давно.
Как мы видим, в основу цифровой трансформации компании легло электронное взаимодействие. Ещё во время пандемии оно сумело зарекомендовать себя, ведь в том числе благодаря организации электронного документооборота с грузоотправителями тогда удалось привлечь новых клиентов.
В компании продолжается работа по достижению технологического суверенитета. Так, например, в реестр российского ПО уже включена система ЭТРАН, а также электронная площадка РЖД «Оператор товарных поставок».
Что очень важно, холдинг учитывает тренд на создание и развитие экосистем. Цифровые сервисы РЖД активно расширяют свой функционал, предлагая эффективные решения для самых разных участников перевозочного процесса. Более того, обеспечивается интеграция систем как во внутреннем, так и во внешнем контуре. Комплексные и бесшовные решения, которые РЖД реализуют уже сейчас, позволят компании и дальше работать в интересах клиентов.
Алексей Алеев