Во Владивостоке с 10 по 13 сентября проходил VIII Восточный экономический форум (ВЭФ-2023), в рамках которого ОАО «РЖД» заключило множество соглашений – это договоры о совместной работе над крупными объектами на Восточном полигоне, о развитии железнодорожной инфраструктуры в дальневосточных регионах, грузовом и пассажирском сообщении, о совместной деятельности в социально-кадровом блоке и туристических сервисах. Всего удалось заключить 373 соглашения на сумму 3,818 трлн руб., сообщил на пресс-конференции в Москве вице-премьер – полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
Партнёрство с бизнесом
Ключевыми договорённостями ОАО «РЖД», достигнутыми на полях Восточного экономического форума, стало соглашение о совместной реализации четырёх крупных проектов на БАМе. Речь идёт о создании моста через реку Амур и трёх тоннелей – второго Северомуйского, второго Кодорского и Кузнецовского. Документ подписали 11 сентября генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, вице-президент Газпромбанка Павел Бруссер и председатель совета директоров «Бамтоннельстрой-Мост» (БТС-МОСТ) Руслан Байсаров.
Если правительство утвердит план третьего этапа модернизации Восточного полигона, строительством искусственных сооружений будет заниматься БТС-МОСТ. Председатель совета директоров БТС-МОСТ Руслан Байсаров заверил главу государства, что проведение работ не повлияет на текущее грузовое и пассажирское движение по магистрали.
«Хочу отметить, мы построили все тоннели на БАМе, в том числе Северомуйский – самый сложный по проходке тоннель в мире и самый протяжённый в России. И сегодня под руководством РЖД возводим второй Дуссе-Алиньский тоннель на БАМе в условиях вечной мерзлоты», – подчеркнул Руслан Байсаров.
По его словам, строительство четырёх объектов планируется за счёт привлечения частных инвестиций. Бизнес готов вкладывать деньги со сроком возврата порядка 20 лет, сказал он.
Для организации финансирования строительства трёх тоннелей и моста на БАМе к 2032 году прорабатываются две модели – концессия и EPCF-контракт. Заказчиком строительства в любом случае является ОАО «РЖД». Подрядная организация за счёт кредитных средств возводит объект, а ОАО «РЖД» рассчитывается за построенные объекты с учётом процентов по займу. Преимуществом схемы EPCF является отсутствие потребности в бюджетном финансировании во время строительства объекта, что выгодно для государства.
Ранее заместитель министра транспорта Валентин Иванов оценивал строительство этих четырёх объектов до 2032 года в сумму порядка 650 млрд руб.
Городская электричка на Сахалине
Отдельное внимание холдинг уделил укреплению сотрудничества с дальневосточными регионами в сегментах грузовых и пассажирских перевозок, а также развития внутреннего туризма.
В первый день ВЭФ-2023 ОАО «РЖД» заключило соглашение с правительством Сахалинской области о сотрудничестве в перевозке грузов и пассажиров, обслуживании инфраструктуры железнодорожного транспорта, социальной сфере и экологии. Подписи под документом поставили глава холдинга Олег Белозёров и губернатор региона Валерий Лимаренко.
Стороны договорились о продолжении реализации стратегического проекта «Железная дорога как городской транспорт». В холдинге рассказали, что региональные власти рассмотрят варианты поддержки в реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД» при строительстве, реконструкции зданий и сооружений социальной направленности, в том числе жилых домов.
В компании, в свою очередь, планируют работать над повышением эффективности работы пассажирской компании «Сахалин» и обновлением пассажирских составов.
Приморье ждёт новаций РЖД
Ещё одно соглашение о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2023–2025 год было подписано ОАО «РЖД» и правительством Приморского края. Документ подписали глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров и губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Стороны проработали предложения по обновлению пассажирских вагонов, вокзальных комплексов, реорганизации привокзальных территорий.
«Обязательно учтём потребности граждан с ограниченными физическими возможностями. Продолжим взаимодействие по интеграции железнодорожного транспорта в городскую среду», – отмечает пресс-служба ОАО «РЖД».
Среди других направлений сотрудничества – развитие единых цифровых сервисов, формирование туристических продуктов на территории Приморского края, реализация инновационных проектов, связанных с энергосбережением в регионе.
Дополнительное соглашение, направленное на развитие туристических сервисов Приморского края, было подписано заместителем генерального директора ОАО «РЖД» Евгением Чаркиным и первым вице-губернатором – председателем правительства Приморского края Верой Щербиной.
Стороны договорились продвигать туристические сервисы Приморского края на туристической цифровой платформе холдинга Travel.rzd.ru, которая предлагает возможности по бронированию отелей, приобретению туров и экскурсий онлайн.
Как сообщает пресс-служба ОАО «РЖД», разработчики цифровой платформы создадут на портале специальный раздел, который позволит пассажиру не только удобно планировать свою деловую или туристическую поездку, но и заранее выстроить развлекательно-познавательную составляющую путешествия.
«Общая стратегия туристического направления деятельности ОАО «РЖД» нацелена на активное взаимодействие с субъектами РФ, продвижение локальных туристических продуктов и создание предпосылок для запуска новых популярных туристических направлений», – прокомментировал подписание соглашения Евгений Чаркин.
По его словам, Приморский край обладает большим туристическим потенциалом, в связи с чем подписание соглашения видится особенно важным достижением. В холдинге ожидают, что совместная работа станет действенным средством поддержки местного бизнеса, работающего в индустрии гостеприимства.
Кроме того, ОАО «РЖД», Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) и «РЖД Логистика» договорились о расширении сотрудничества в рамках проекта территории опережающего развития «Приморье» (ранее – ТОР «Надеждинская»). Подписи под документом поставили заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексей Шило, генеральный директор КРДВ Николай Запрягаев и генеральный директор АО «РЖД Логистика» Дмитрий Мурев.
Сотрудничество будет направлено на обеспечение потребностей резидентов ТОР в транспортно-логистической инфраструктуре. В рамках проекта будет построен универсальный логистический комплекс «Терминал Приморье», запланировано развитие инфраструктуры железнодорожной станции Надеждинская Дальневосточной железной дороги. Реализация этого проекта расширит логистические возможности компаний – резидентов ТОР, даст возможность создать дополнительные рабочие места.
Дальневосточная дорога в тренде
В отдельный блок можно выделить соглашения, подписанные в рамках ВЭФ-2023 Дальневосточной железной дорогой (ДВЖД). Так, во второй день форума начальник ДВЖД Евгений Вейде и председатель Дальневосточного Сбербанка Андрей Черкашин подписали соглашение о внедрении ИИ-технологий в производственные процессы магистрали, что в конечном счёте повысит эффективность логистики на магистрали.
Соглашение также предусматривает участие банка в развитии телемедицинских сервисов. Это поможет железнодорожникам оперативно получать квалифицированные консультации врачей даже на отдалённых станциях. Также у ДВЖД появятся дополнительные цифровые решения, оптимизирующие поиск и подбор персонала.
Евгений Вейде и министр транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края Ирина Горбачёва подписали соглашение о реализации проекта транспортно-пересадочного узла (ТПУ) на базе вокзала Комсомольск-на-Амуре. Это позволит жителям и гостям города комфортно пересаживаться с железнодорожного транспорта на междугородные и пригородные автобусы. Строительные работы запланированы на 2024 год.
Кузница кадров
В первый день работы ВЭФ-2023 ОАО «РЖД» и Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики подписали соглашение о реализации совместных социальных инициатив. Подписи под документом поставили заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов и замглавы ведомства Эльвира Нургалиева.
Документ предусматривает достижение целей и задач Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года.
«В том числе стороны планируют сотрудничать по вопросам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, а также выпускников профессиональных образовательных организаций на территории ДФО», – отмечает пресс-служба холдинга.
Кроме того, в ОАО «РЖД» планируют реализовывать образовательные программы и профориентационные мероприятия в школах, а также развивать дополнительное образование детей с использованием Детских железных дорог.
В тот же день холдинг подписал соглашение о сотрудничестве в области подготовки кадров всех уровней с АНО «Россия – страна возможностей». Соответствующий документ подписали Дмитрий Шаханов и первый заместитель гендиректора АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов.
«Планируем расширить свои возможности в привлечении новых специалистов с помощью Кадрового агентства АНО «Россия – страна возможностей», – подчёркивается в сообщении пресс-службы.
Хабаровские горизонты
Уже за полями форума, 14 сентября, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров провёл встречу с губернатором Хабаровского края Михаилом Дегтярёвым. На встрече обсуждались вопросы развития пассажирских перевозок, в том числе обновления парка подвижного состава и инфраструктуры, создания ТПУ на базе вокзала Комсомольск-на-Амуре, а также реализация проектов модернизации Восточного полигона.
Особое внимание в ходе переговоров было уделено медицинскому и социальному обслуживанию железнодорожников, которые работают в отдалённых районах Хабаровского края, в частности в посёлках Ванино и Высокогорный. Также они решили совместно проработать мероприятия по созданию условий для детского досуга и дополнительного образования.
По словам Михаила Дегтярёва, РЖД являются крупнейшим налогоплательщиком в Хабаровском крае: за счёт реализации масштабных инвестиционных проектов в этом году отчисления компании в региональный бюджет удвоились по сравнению с прошлым годом: за 7 месяцев они составили 5,6 млрд руб. «Встречаясь с коллективами, всегда затрагиваю тему качества жизни, и приятно слышать, что люди чувствуют вашу заботу. Мы продолжаем реализацию масштабных инвестиционных проектов и своевременно платим налоги, потому что знаем, что это в том числе и развитие потенциала железной дороги», – отметил Олег Белозёров.
Ольга Шелкова