Концепция, согласно которой непредсказумые события – так называемый чёрный лебедь – ведут к негативным последствиям, придумана Нассимом Николосом Талебом. Тема получила своё развитие как в философии, так и в экономике. Следуя её логике, «серые лебеди» – события, ожидаемые более чем на 50%, при которых риски поддаются расчётам. Что касается «белых лебедей», то это частично спрогнозированные события с позитивным исходом.
Прилёт «белого лебедя» на сессию второго дня VIII Восточного экономического форума – 2023 о новой логистике Дальнего Востока стал знаковым событием. В ходе обсуждения прежде всего шла речь об освоении Россией азиатских рынков.
Разворот на азиатское направление
Выступая на этой сессии, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров обозначил тенденцию разворота грузопотока на восток. По данным ОАО «РЖД», во второй половине 2022 года впервые за всю историю больший объём грузов поехал на восток, а не на запад. Установлен исторический рекорд перевозки по Восточному полигону – 275 млн тонн грузов в разных направлениях. С начала 2023 года погрузка в восточном направлении выросла на 5,6% к прошлому году. Экспорт на Восток увеличился на 8%. Глава холдинга подчеркнул, что для достижения этих показателей и сохранения баланса перевозок следовали Временным правилам определения очерёдности перевозок грузов и решениям Правительства РФ.
«Они формируют приоритет перевозок. Руководствуясь ими, мы оптимизируем и расставляем грузы по очередям. Временные правила выстраиваются посредством разных вариантов – административных, законодательных и рыночных», – сказал Олег Белозёров.
Кроме того, он отметил совместную работу и диалог государственных органов, ведомств, ОАО «РЖД», российских операторов и стивидорных компаний, позволившие справиться с последствиями геополитических вызовов.
Заинтересованность в развитии связей и экономическом взаимодействии с РФ проявляют сегодня ряд дружественных стран. Об этом свидетельствуют многочисленные делегации из Китая, Индии, Мьянмы, Филиппин, Лаоса и Монголии, приехавшие во Владивосток.
В текущих реалиях Дальний Восток выступает естественным хабом для включения всей российской экономики в азиатскую систему международных и хозяйственных связей.
Выступая на пленарном заседании ВЭФ-2023, президент РФ Владимир Путин сказал: «Мы продолжим модернизацию БАМа и Транссиба».
Глава государства призвал расширять действующие логистические маршруты, открывать новые коридоры перевозки грузов, активно привлекать частные инвестиции в проекты транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Арктике. Реализация транспортных проектов, по его мнению, важна для поддержки деловых инициатив и в целом для экономики Арктики и Дальнего Востока, их жителей.
Привлечение частного капитала
Владимир Путин призвал участников форума активно привлекать частные инвестиции в проекты транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Арктике. Они могут дать синергетический эффект для обновления инфраструктуры, социальной сферы, пространственного развития регионов да и страны в целом. «В этой связи отмечу, что по инициативе частных инвесторов прокладывается Тихоокеанская железная дорога, возводится новый порт на побережье Охотского моря. Это позволит задействовать ресурсы Якутии и севера Хабаровского края, обеспечить прямой выход на рынки АТР», – пояснил президент. Одним из вариантов привлечения частных инвестиций он назвал механизм заключения концессий.
На полях ВЭФ генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, вице-президент Газпромбанка Павел Бруссер и председатель совета директоров «Бамтоннельстрой-Мост» Руслан Байсаров подписали соглашение о совместной реализации четырёх крупных проектов. Речь идёт о создании моста через реку Амур и трёх тоннелей – дублёров действующих (эти планы могут быть реализованы после принятия решения правительства о деталях третьего этапа развития Восточного полигона).
16 сентября в ходе круглого стола на тему развития и использования портовой инфраструктуры стивидорных компаний, сосредоточенных в Ванинском районе Хабаровского края, заместитель генерального директора по сопровождению инвестиционных проектов АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Сергей Скалий подчеркнул, что с точки зрения возможностей инвесторов Дальний Восток – уникально привлекательный регион, здесь они получают административные и иные виды преференций в обмен на реализацию инвестпроекта. «С 2015 года на Дальнем Востоке реализуется свыше 1,8 тыс. инвестиционных проектов, из них порядка 456 в сфере логистики: это транспортные предприятия, строительство портов и ТЛЦ, – рассказывал Сергей Скалий. – Процент их выполнения здесь один из самых высоких – реализовано уже порядка 30% проектов». При этом он отметил, что сейчас транспортная отрасль на Дальнем Востоке переживает бурный рост. Новые порты строятся по всему побережью – начиная от Чукотки и заканчивая югом Приморского края.
«Поэтому очень важна роль РЖД в части решения вопросов по доставке грузов в эти точки. А ОАО «РЖД» принимает все возможные меры по устранению возникающих препятствий для развития и строительства инфраструктуры», – сказал Сергей Скалий.
В то же время продолжается тренд на контейнеризацию различных видов грузов. Это влечёт за собой строительство новых сухопутных и морских терминалов. На текущий момент доля транспортировки грузов в контейнерах находится на уровне 5%, однако в ОАО «РЖД» планируется увеличить объём таких перевозок до двузначного показателя.
Председатель совета директоров компании FESCO Андрей Северилов считает, что в РФ сегодня вполне хватает терминальной морской инфраструктуры и флота для перевозки и перевалки контейнеров, исключение составляет только Северный морской путь. Ключевая проблема кроется в недостаточности деловой активности российского бизнеса на мировых рынках. При этом он не исключает, что, когда снова появится транзит, нам понадобятся дополнительные мощности и контейнеровозы.
Взгляд в будущее
Директор Департамента исследований и прогнозирования Банка России Александр Морозов считает, что транспортная инфраструктура является каркасом экономики России. «Развивать отечественную инфраструктуру необходимо точечно, так как мы всегда исходим из бюджета. Очень важно грамотно распределять свои ресурсы», – уточнил он.
На полях конференции-форсайт «Из 2013–2023 в 2014–2030», которая состоялась в Москве 20 сентября, участники поделились оценками долгосрочных прогнозов погрузки и предложениями по развитию инфраструктуры на ближайшие 7–12 лет. Согласно индикативным параметрам прогноза погрузки на сети ОАО «РЖД», к 2031 году прирост оценивается на уровне порядка 20% (+250 млн тонн грузов) по отношению к показателям 2022 года, а в 2035-м – на 33% (+410 млн тонн). Ожидается, что объём погрузки будет увеличиваться по всем номенклатурам грузов.
Чтобы обеспечить перевозку, необходимо соответствующее, даже опережающее развитие инфраструктуры. Так, пропускная способность Восточного полигона к 2030 году должна составить минимум 210 млн тонн, на северо-западном направлении – 220 млн тонн (с учётом строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург), в направлении Азово-Черноморского бассейна – 152 млн тонн. Далее, уже в 2032 году провозная способность Восточного полигона оценивается в 255 млн тонн, северо-западного направления на горизонте 2035 года – не менее 250 млн тонн и на азовско-черноморском направлении – порядка 200 млн тонн.
Владимир Путин отмечал ранее, что к 2030 году планируется удвоить общую мощность морских портов Арктического бассейна. Если в прошлом году она составила 123 млн тонн, то к концу десятилетия должна выйти на уровень 252 млн тонн, в том числе за счёт строительства новых терминалов, расширения железнодорожных подходов.
По словам начальника Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Антона Рышкова, при стратегическом планировании специалисты холдинга оценивают все тенденции и прогнозы достаточно сбалансированно, учитывая в том числе перспективы и темпы строительства инфраструктурных объектов РФ. «Мы наблюдаем чёткое увеличение потока грузов на восток. Мне кажется, что уже подошел момент, когда можно рассмотреть вопрос об уточнении транспортной стратегии. Некоторые вещи нужно проанализировать и переосмыслить», – считает он.
По мнению президента РСПП Александра Шохина, сейчас набирает обороты конкуренция на мировом транспортном рынке, открываются новые коридоры. Чем энергичнее будут развиваться логистика и транспортная инфраструктура РФ, тем эффективнее Россия встроится в эту глобальную проблематику и сохранит свой потенциал. Поворот на восток – это не только Восточный полигон, это использование и развитие других транспортных цепочек, это Севморпуть и СШХ. «Реализация проектов строительства портов Индига и Енисей позволит разгрузить Восточный полигон. Будут задействованы меридианные маршруты, и тогда можем поворачиваться на восток, идя на север и даже на юг», – поясняет Александр Шохин.
О важности развития транспортных коридоров на территории России говорил и вице-президент Центра экономической инфраструктуры Дмитрий Шульц. По его оценкам, Европейский союз будет замедляться и его можно считать одним из наиболее пострадавших регионов. В этом ключе необходимо развивать взаимодействие с новыми внеблоковыми партнёрами и выходить на рынки дружественных и нейтральных стран.
По словам президента хозяйственного партнёрства «Новый экономический рост» Михаила Дмитриева, действительность такова, что с учётом комплексной конъюнктуры рынка старые сценарии будут восприниматься по-новому, и по мере этого уже появляются новые прогнозные сценарии. «Последние годы мы формировали развитие российского экспорта, исходя из декаплинга мировой экономики, взяв в расчёт энергетический переход», – отметил эксперт, выступая на сессии «Макроэкономика» на полях конференции-форсайт «Из 2013–2023 в 2014–2030».
Сергей Волков