В отраслевых университетах подводят итоги приёмной кампании по основным направлениям подготовки. Традиционно повышенный спрос отмечен на железнодорожные специальности, но и к новым программам, открытым в этом году, абитуриенты проявили большой интерес.
Инженерные специальности пользуются всё большей популярностью среди поступающих. Так, по данным Минобрнауки, с 2021 года спрос на них вырос с 2 до 12% (в зависимости от направления подготовки). В эту приёмную кампанию выделено более 246 тыс. мест по инженерным и техническим направлениям (это больше, чем в прошлом году, на 1056 мест). В отраслевых вузах выделено более 8 тыс. бюджетных мест, большинство на инженерные специальности.
На такие популярные направления, как «эксплуатация железных дорог», «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «подвижной состав железных дорог», «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», в некоторых учебных заведениях конкурс доходил до 10–12 человек на место. Аналогичный конкурс и на новые специальности, актуальные для транспорта.
Так, Российский университет транспорта (МИИТ) в этом учебном году расширил спектр инженерных специальностей с акцентом на специфику и потребности отрасли. В частности, кафедра «Геодезия, геоинформатика и навигация» Института пути, строительства и сооружений (ИПСС) открыла набор на новую специализацию «геоинформационные технологии при проектировании, строительстве и эксплуатации транспортной инфраструктуры». Ключевое преимущество программы – синергия компетенций транспортного строительства и информационных технологий: от изучения полного цикла работы с цифровыми моделями зданий и сооружений до строительства объектов транспортной инфраструктуры с применением геоинформационных технологий. «Это современное и перспективное направление для тех, кто интересуется геодезией и геоинформатикой в применении к железнодорожному строительству. Студенты помимо качественного образования по специальности «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» имеют возможность углублённого изучения IT-направления и освоения современных геоинформационных технологий, что позволит по завершении обучения принять профессиональное участие в создании современной геопространственной информационной среды для развития российского транспорта.
Начиная с первого курса обучающиеся погрузятся в решение реальных отраслевых задач в рамках проектной деятельности, а также отточат профессиональные компетенции и наработают полезный опыт при прохождении производственной практики на ведущих предприятиях транспортной отрасли», – рассказал руководитель программы обучения, заместитель директора ИПСС по науке и инновационной деятельности Дмитрий Манойло.
Программа обучения сочетает в себе современные теоретические и практические знания по геодезии, геоинформатике, навигации, картографии, фотограмметрии, дистанционному зондированию Земли и другим дисциплинам, связанным с применением геоинформационных технологий.
Так, будущие специалисты изучают спутниковые технологии в области навигации и геодезических измерений, дистанционного зондирования Земли, а также цифровые информационные модели объектов транспортного строительства и их пространственный мониторинг. Кроме того, студенты освоят технологии формирования цифровых заданий для путевых машин для проведения ремонтов с использованием цифровых координатных методов. Обучение будет проходить в современных компьютерных классах со специализированным программным обеспечением и в учебно-лабораторном комплексе, который оснащён электронными тахеометрами, спутниковыми приёмниками, лазерными сканерами, путеизмерительными тележками и беспилотными летательными аппаратами.
Ещё одна новая образовательная программа – «Цифровая инженерия транспортных процессов» – открылсь в академии «Высшая инженерная школа» (АВИШ) РУТ (МИИТ). Она нацелена на подготовку специалистов, обладающих не только квалификацией управленцев, но также навыками работы с большими данными и цифровыми решениями в транспортно-логистической отрасли.
Учебная программа включает модули базовых и гуманитарных дисциплин, а также модули профессиональных компетенций. Так, уже с первых курсов студенты смогут познакомиться с профессиональными дисциплинами и заняться проектной деятельностью от индустриальных партнёров, изучая основы математического анализа и линейной алгебры, инженерную компьютерную графику. Будут сформированы индивидуальные траектории обучения в области транспортных процессов и управления проектом, анализа данных и экономики и менеджмента.
«Новая образовательная программа ориентирована на развитие цифровых технологий в транспортных системах агломераций. Практико-ориентированное обучение, основанное на интеграции бизнеса и образования, позволяет каждому выпускнику сформировать портфолио из проектов и рекомендательных писем, обрести ценный и разносторонний опыт работы, а также получить предложения о трудоустройстве ещё во время учёбы, – рассказал директор АВИШ Олег Покусаев. – Студенты смогут управлять и внедрять в транспортно-логистическую отрасль цифровые технологии, такие как интеллектуальные транспортные системы, системы автономного вождения и беспилотного транспорта, искусственный интеллект, цифровые платформы, доставка дронами. Будущие специалисты смогут анализировать большие данные и генерировать инновационные услуги для транспортного бизнеса на основе новых технологичных решений. По завершении обучения выпускники смогут претендовать на должность системного аналитика (цифрового технолога), инженера логистической компании и Data Scientist».
В Юридическом институте РУТ (МИИТ) будут обучать «морских юристов»: новая образовательная программа бакалавриата по профилю «Международное и морское право» направлена на подготовку профессионалов, обладающих глубокими знаниями международного права и специфики морской индустрии.
Юлия Антич