В ОАО «РЖД» на постоянной основе ведутся работы по актуализации, совершенствованию и разработке документов по труду, определяющих нормативную численность работников холдинга. Результаты данных работ используются филиалами при проведении расчётов численности и определении потребного контингента при изменении объёмов работ, но из-за уникальности и специфики выполняемых каждым филиалом задач не всегда возможно применение уже существующих нормативных документов.
Зачастую возникает необходимость в разработке более узконаправленных нормативов, например необходимо провести оценку трудозатрат работников интеллектуального труда (экономистов, нормировщиков, юристов, кадровиков). Вот и наша Дирекция по ремонту тягового подвижного состава совместно с ЦОТЭН приступила к оценке баланса рабочего времени и разработке нормативов для работников административно-управленческого штата региональных дирекций в рамках исполнения Плана работ по исследованию, разработке и совершенствованию нормативных материалов по труду для подразделений ОАО «РЖД».
Стоит отметить, что оценка баланса рабочего времени специалистов по классическим методам нормирования не всегда подходит из-за влияния различных факторов и отсутствия чёткого регламентирования процессов. Например, метод прямого нормирования – отслеживание выполнения одной и той же операции различными сотрудниками с оценкой трудозатрат на каждом этапе – зачастую неприменим из-за различных обязанностей, возложенных на равнозначных специалистов.
Необходимо отметить, что в 2014 году основной функционал Дирекции по ремонту тягового подвижного состава технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО «РЖД» передан на полное сервисное обслуживание в сервисные компании ООО «ТМХ-Сервис» и ООО «СТМ-Сервис» с соответствующей штатной численностью ремонтного отдела и инженерно-технических работников (АУШ, не АУШ).
За дирекцией были сохранены функции по обслуживанию и ремонту основных и дополнительных устройств безопасности, средств поездной и маневровой радиосвязи.
В 2015 году проведена передача в Дирекцию тяги функций по контролю за содержанием зданий, сооружений и технологического оборудования, соблюдением противопожарного режима, требований промышленной безопасности и охраны окружающей среды с передачей соответствующей численности персонала категории специалистов.
В этот же год после окончательного завершения реорганизации локомотиворемонтного комплекса дирекция перешла на двухуровневую систему управления: центральный и региональный уровни. Обеспечивающие функции кадрового администрирования, организации, мотивации и оплаты труда, организационного дизайна, экономического бюджетирования и финансового контроллинга, ранее выполняющиеся работниками линейных подразделений, перераспределились между сотрудниками региональных дирекций дополнительным объёмом.
Для решения задач по оценке баланса рабочего времени дирекцией выбран подход по определению трудозатрат работников согласно «Методическим рекомендациям по оценке баланса рабочего времени в ОАО «РЖД» с учётом применения процессного подхода», разработанным ЦОТЭН. Это выбор обусловлен тем, что в компании на протяжении последних лет ведётся работа по расширению применения процессного подхода в управлении холдингом «РЖД» на основе анализа процессов, роста уровня процессной зрелости и дальнейшего развития организационной, технологической и методологической платформы по внедрению процессного инструментария в Автоматизированной системе управления бизнес-моделированием (АСУ БМ).
Под руководством главного инженера дирекции Константина Новоземцева созданы проектный офис по расширению применения процессного подхода и рабочая группа по разработке моделей процессов региональных дирекций по ремонту тягового подвижного состава. В состав рабочей группы входят эксперты, моделировщики, процессные аналитики дирекции и 17 региональных дирекций.
Членами рабочей группы проведена работа по разработке альбома моделей процессов по направлениям деятельности «Управление экономикой», «Управление финансами», «Оплата и организация труда», «Организационно-штатная деятельность», «Управление персоналом», «Обеспечение правовой и договорной деятельности» в АСУ БМ, всего разработано 988 процессов, в том числе 160 в части организационно-штатных вопросов, организации и оплаты труда. Моделировщиками и экспертами сформирована целевая задача, определены участники бизнес-процессов, проведён анализ процессной модели, осуществлено описание подпроцессов, выбраны измерители по процессам и подпроцессам, осуществлён сбор заполненных и подписанных экспертами опросных листов. Отдельно хотелось бы отметить значимый вклад инженеров по организации и нормированию труда, которые активно принимали участие в сборе оценок экспертов относительно времени, которое требуется на выполнение тех или иных процессов.
На сегодняшний день членами рабочей группы проводится анализ, систематизация и математическая обработка опросных листов, проверка объёмов выполненных работ и оценка баланса рабочего времени (нормального) по описанным процессам работников органа управления регионального уровня.
По завершении данных этапов региональные дирекции по ремонту тягового подвижного состава проведут сравнительный анализ нормального баланса рабочего времени с фактическими данными и осуществят перераспределение работ между участниками процессов, что обеспечит их равномерную оптимальную загрузку.
Стоит отметить, что параллельно с нами в 2023 году сотрудники центров повышения эффективности труда персонала (НЦК) Московской, Горьковской, Северной, Юго-Восточной, Приволжской, Куйбышевской, Свердловской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог проводят разработку местных нормативов трудоёмкости работников органа управления региональных дирекций по ремонту тягового подвижного состава. По завершении всех вышеперечисленных мероприятий как с нашей стороны, так и со стороны НЦК мы надеемся получить следующие результаты:
1) нормативы трудоёмкости работников региональных дирекций по ремонту тягового подвижного состава, обеспечивающие соответствие расчётного (нормального) баланса рабочего времени объёмам выполняемых работ и оптимальной загрузке работника в течение рабочего времени, и инструмент для определения оптимальной численности сотрудников и прогнозирования штатных изменений при внедрении новых технологий;
2) типовое штатное расписание региональной Дирекции по ремонту тягового подвижного состава, наиболее соответствующее функционалу с учётом всех возможных тонкостей и рисков в выполнении поставленных задач.