Делаем для страны
Дмитрий Шаханов
Дмитрий Шаханов
заместитель генерального директора ОАО «РЖД»

Делаем для страны

В ОАО «РЖД» обновлён Кодекс деловой этики
Кодекс деловой этики ОАО «РЖД» – основной документ, определяющий нормы и правила поведения, которыми должен руководствоваться каждый железнодорожник. В июле была утверждена обновлённая версия Кодекса. О том, что в нём изменилось, «Пульт управления» узнал у заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрия Шаханова.

– Дмитрий Сергеевич, расскажите, пожалуйста, какое значение имеет этот документ и почему он необходим?
– Кодекс деловой этики показывает, какими ценностями руководствуются работники компании в своей повседневной деятельности, каких принципов они придерживаются во взаимоотношениях друг с другом, партнёрами и клиентами компании. Этическая сторона есть у любой деятельности. И понимание, что считать нормой, существует практически в каждом сообществе – у групп по интересам в социальных сетях, у профессиональных объединений, общественных организаций или коммерческих компаний. Так, например, свои профессиональные кодексы есть у журналистов, адвокатов. Цель таких документов: дать ценностные ориентиры, предотвратить недолжное поведение, а также сообщить окружающим, какие нормы сложились в том или ином сообществе. Кодекс – это настольная книга работника. Документ предлагает решения для нестандартных ситуаций, помогает организовать слаженную и плодотворную работу компании.

– Почему потребовалось обновить существующий документ?
– Для железнодорожников такие ценности, как профессионализм, ответственность, патриотизм, были и остаются ключевыми. Они формировали много поколений железнодорожников и сегодня продолжают обеспечивать работу компании, безопасность и бесперебойность перевозочного процесса, дисциплину коллективов, высокий уровень ответственности каждого работника. Эти ценности должны оставаться для компании актуальными и в будущем. Но сейчас возникают новые вызовы, которые стали предпосылками для разработки обновлённого Кодекса. Во-первых, с учётом внешних обстоятельств мы делаем особый акцент на такие традиционные ценности, как патриотизм, семья, гуманизм, взаимопомощь и добровольчество.
Во-вторых, сегодня на рынке труда среди работодателей сложилась высокая конкуренция за персонал, особенно за молодёжь, и одна из наших главных задач – создать условия труда, которые будут соответствовать ожиданиям молодого поколения. На компанию воздействуют не только внешние, но и внутренние факторы. Мы открыты всему новому и постоянно совершенствуем свои компетенции. В наше время по-другому просто невозможно. Инновации формируют наше настоящее и будущее. И требуют соответствующих изменений культуры персонала. Так мы пришли к необходимости обновления ключевого документа в области корпоративной культуры и к дальнейшему её развитию.
Нам удалось сохранить преемственность положений Кодекса, при этом изложить его менее формальным языком и придать ему более удобную структуру.

– Что нового появилось в Кодексе?
– Главное, что появилось, – это позиционирование компании на рынке труда как «РЖД. Для людей дела». Для нас реальные дела лежат в основе всей нашей деятельности и наполняют её смыслом. У нас работают те, для кого жизненно важно идти вперёд и приносить пользу, – люди дела, которые предпочитают настоящее дело громким словам. Поэтому и принципы корпоративной культуры были сформулированы с использованием глагола «делаем». В первую очередь «Делаем для страны». Это наш базовый принцип, который закрепляет обязательства компании перед государством и жителями страны, формирует ценности патриотизма для работников.
Каждый принцип – важный ориентир не только для наших работников, но и для соискателей, поскольку потенциальные работники должны понимать, как выстроена работа в нашей большой команде, к чему стремятся наши люди. Один из самых актуальных принципов Кодекса – «Делаем, уважая людей». Следуя ему, работники даже в сложной и напряжённой ситуации не переходят на личности, не прибегают к ненормативной лексике. Особенно это важно в отношении руководителей к подчинённым. В предыдущей версии Кодекса был схожий принцип – «Ставить на первое место человека». Сейчас формулировка стала более конкретной и понятной для действия: нужно уважать коллег, партнёров, клиентов, быть доброжелательным в общении и не допускать любых форм дискриминации.
Также в работе большое значение имеет принцип «Делаем командой, достигая общую цель». Он означает, с одной стороны, готовность прийти на помощь коллегам из других подразделений в любой момент. С другой – настраивает на совместную работу для решения общих задач. При этом работники должны думать, как их действия повлияют на общий результат компании. Принцип «Делаем надёжно» подтверждает, что работники ОАО «РЖД» соблюдают требования безопасности, работают качественно и на совесть. Принцип «Делаем эффективно, сохраняя ресурсы» означает, что работники всегда должны думать не только о достижении результата, но и о том, какой ценой его достигают. С помощью принципа «Делаем лучше» компания будет прививать персоналу открытость к изменениям и стремление постоянно улучшать все процессы.

– Какие ещё новые разделы появились в документе?
– В отличие от предыдущих версий документа в новом прописаны правила поведения работников в публичном и цифровом пространствах. В частности, это касается соцсетей. Каждый работник теперь может узнать, какую информацию о компании можно публиковать, а какую нельзя. Например, для работников недопустимо публиковать фотографии, аудио- и видеозаписи корпоративных мероприятий и производственных объектов, если эта информация нарушает правила безопасности, может нанести урон репутации компании и отдельным работникам. В то же время приветствуется, если на личных страницах публикуется общедоступная информация, которая положительно влияет на репутацию компании.
Каждый раздел Кодекса так или иначе содействует достижению национальных целей РФ до 2030 года, долгосрочных целей ОАО «РЖД». Документ способствует повышению качества и эффективности деятельности работников и компании, поддерживает приоритет безопасности в работе.

– Как будет внедряться Кодекс в коллективах?
– Мной утверждена дорожная карта, которая содержит три ключевых блока коммуникационных мероприятий. Первый – это информирование. Положения Кодекса продвигаются через все корпоративные каналы внутренней коммуникации, в том числе цифровые, включая Сервисный портал работника и корпоративные социальные сети. Второй – обучение. Положения нового Кодекса стали основой для обновления программ обучения и повышения квалификации работников. В Системе дистанционного обучения РЖД размещены онлайн-курсы, разъясняющие основы деловой этики и корпоративной культуры. Третий – это вовлечение. На этом этапе особая роль отводится личному примеру руководителей, которые должны демонстрировать приверженность этичному поведению в ежедневных делах и поступках. Кроме того, для вовлечения всех работников будут задействованы интерактивные и игровые форматы.

– Что может грозить работнику, если он нарушит правила Кодекса?
– В новой редакции Кодекса предусмотрены инструменты, которые могут применяться к работникам за неэтичное поведение, – от проведения разъяснительной беседы до дисциплинарного взыскания. Главное – работники должны понимать, что, если у них возникают сомнения и вопросы, они могут обратиться к своему руководителю. А руководитель, в свою очередь, должен быть готов применить нормы Кодекса в каждой конкретной ситуации, которая возникла в коллективе.

– Кто будет решать, было ли нарушение?
– Обращения и предложения, связанные с соблюдением положений Кодекса, рассматривает комиссия по вопросам деловой этики ОАО «РЖД». А в филиалах и структурных подразделениях компании назначаются ответственные для консультирования работников. Также образуются комиссии по вопросам деловой этики для коллегиального решения спорных ситуаций. Но особая ответственность лежит на руководителях, которые всегда должны выстраивать свою работу в соответствии с актуальными принципами корпоративной культуры. Их личный пример – самый честный и надёжный путь для формирования в команде атмосферы взаимоуважения и открытости.

Беседовала Виктория Гаджиева
Ремонтники ценят свой труд
Марина Попова, начальник отдела по организационно – штатным вопросам, организации и оплаты труда,

Оплата должна быть соразмерной приложенным усилиям

Рубрики: Тренд
Роботизация рекрутинга

Искусственный интеллект помогает HR-специалистам

Рубрики: Тренд
Работать лучше
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» ,

ОАО «РЖД» наращивает эффективность

Рубрики: Тренд
Поезд отправляется

ОАО «РЖД» развивает внутренний туризм

Рубрики: Тренд

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru