В начале августа состоялось ежегодное заседание Координационно-технического совета (КТС) ОАО «РЖД» по техническим средствам, технологиям и методам неразрушающего контроля (НК) узлов и деталей подвижного состава и инфраструктуры.
КТС действует с 2005 года. В сферу его компетенции входят вопросы, связанные с научно-технической деятельностью, определением приоритетных направлений развития, формирования условий для совершенствования системы и нормативной базы ОАО «РЖД» в области неразрушающего контроля.
«Каждый год реализуются десятки решений КТС, позволяющих увеличивать пропускную способность и снижать потери от задержки поездов, эксплуатационные расходы за счёт развития средств неразрушающего контроля. Только по итогам прошлогоднего заседания реализовано 23 решения. В 2022 году в рамках выполнения плана научно-технического развития в области неразрушающего контроля выполнено пять ключевых работ, среди которых разработка Концепции развития системы диагностирования, определяющая целевую модель до 2030 года», – говорит ведущий специалист Департамента технической политики Ярослав Климов.
Среди рассмотренных в этом году вопросов можно выделить несколько важнейших, определяющих дальнейшее развитие технологий и систем неразрушающего контроля в ОАО «РЖД».
Компетенции и кадры
Для реализации планов и решений в области НК в прошлом году на базе ВНИИЖТа был создан Центр неразрушающего контроля и технической диагностики. Уже сегодня он осуществляет организацию и проведение работ по экспертизе и согласованию проектов нормативной и технической документации по неразрушающему контролю продукции железнодорожного назначения.
А в перспективе функционал центра будет дополнен мониторингом отказов средств неразрушающего контроля и выработкой рекомендаций по их усовершенствованию, разработкой всей нормативной базы и средств неразрушающего контроля, аттестацией и обучением специалистов. По сути, он станет центром компетенций РЖД по неразрушающему контролю, сможет аккумулировать предложения сторонних разработчиков, проверять их на годность для применения в условиях железнодорожного транспорта, предлагать свои технические и технологические идеи.
По итогам заседания предложено разработать дорожную карту развития центра.
Возглавлявший заседание заместитель начальника Департамента технической политики Артур Акопян обратил внимание на необходимость развития кадрового потенциала в сфере НК.
В рамках планов по организации переподготовки работников в 2022–2023 годах десять работников Дирекции диагностики и мониторинга инфраструктуры (ЦДМ) Центральной дирекции инфраструктуры обучены по программе «Приборы и методы контроля качества и диагностики».
В 2023–2024 годах ещё семь работников ЦДМ будут обучены по программе «Приборы и методы контроля качества и диагностики». Однако такое количество выглядит недостаточным, и подразделениям ОАО «РЖД», использующим системы НК, необходимо думать над обеспечением квалифицированными кадрами перспективных проектов.
Новое в дефектоскопии
Стоит отметить, что технические средства и технологии неразрушающего контроля используются в компании во всех производственных сферах. И они постоянно развиваются. Так, КТС рассмотрел несколько технических решений и предложений производителей, в числе которых были и испытания вихретокового многоканального дефектоскопа ЭМД-2, прошедшие 2 августа на полигоне Московской дороги.
Вихретоковый контроль – электромагнитный метод дефектоскопии. Прибор создаёт индукционные (вихревые) токи, электромагнитное поле которых рассеивается в местах трещин и других дефектов.
Как рассказал заместитель начальника ЦДМ Сергей Пономарёв, вихретоковая технология обнаружения дефектов широко применяется РЖД при диагностике подвижного состава, а в рельсовом хозяйстве такой опыт был первым.
Сканирующее устройство вихретокового дефектоскопа было установлено вместе с ультразвуковыми преобразователями в составе одной искательной системы на самоходном путеизмерительно-дефектоскопическом комплексе «Север» № 14.
«Результаты опытного применения технологии в путевом комплексе обнадёживающие. Однако прибор пока не готов для промышленного использования. Будем работать с производителем, чтобы довести его до необходимых характеристик и применять при неразрушающем контроле рельсового полотна», – говорит Сергей Пономарёв.
Координационно-техническому совету была представлена и новая технология ультразвукового контроля. Мобильный диагностический комплекс «Спринтер-интеграл-2» № 300Л оборудовали двумя независимыми системами дефектоскопии «Эхо-комплекс-3» и «Эхо-комплекс-3.1» с 72 ультразвуковыми и 4 магнитными каналами на двоих. Самостоятельная работа каждого дефектоскопа позволила прозвучивать рельс под разными углами, что повысило качество сигнала в зоне болтового стыка (наиболее сложной для мобильной ультразвуковой диагностики части рельса) на 33%, а вне зоны стыка – на 100%. Таким образом, применение двух «Эхо-комплексов» снижает число непроконтролированных участков пути в зоне стыка на 29%, а вне её – на 31%.
Сегодня диагностика пути ведётся с помощью ультразвука. При этом на сети имеются непроконтролированные участки, на которых контроль мобильными средствами, идущими на скорости 60 км/ч и более, становится невозможен из-за отклонений в содержании пути, мешающих правильному прохождению ультразвуковых сигналов. Проверять такие отрезки приходится с помощью съёмных средств – дефектоскопных тележек. С целью увеличения возможностей мобильной диагностики и разрабатываются новые методы дефектоскопии, развиваются технологии ультразвукового сканирования рельсового полотна.
В распоряжении Дирекции диагностики и мониторинга инфраструктуры имеются диагностические комплексы, вагоны-дефектоскопы, дефектоскопные автомотрисы, съёмные средства диагностики, осуществляющие неразрушающий контроль верхнего строения пути. С их помощью в первой половине года проверено более 1 млн км, выявлено более 13 тыс. остродефектных рельсов, каждый из которых мог привести к транспортному происшествию.
Проверка на ходу
По данным главного инженера Управления вагонного хозяйства (ЦВ) ЦДИ Дмитрия Чупахина, сегодня в структурных подразделениях ЦВ на 22 участках НК эксплуатируются 279 дефектоскопов и дефектоскопных установок – 82 ультразвуковых, 89 вихретоковых, 108 магнитопорошковых. Одно из самых перспективных направлений – развитие систем диагностики вагонов на ходу поезда, предполагающее, в частности, разработку бортовых и стационарных средств диагностики буксовых узлов и поверхности катания колёс вагонов на ходу поезда.
Важным вопросом является автоматизация обработки данных, получаемых от систем неразрушающего контроля. На заседании КТС было предложено инициировать разработку технического задания на создание автоматизированной системы неразрушающего контроля и подать заявку на включение данного продукта в программу цифровизации ОАО «РЖД».
При этом ЦДМ уже ведёт поиск решений по автоматической расшифровке дефектограмм.
Согласно планам, данные от разных средств диагностики будут отправляться в модуль преобразования в унифицированный формат универсального ПО для автоматической расшифровки дефектограмм, откуда после обработки информация поступит в Единую корпоративную автоматизированную систему управления инфраструктурой.
«Развивая технологии неразрушающего контроля, мы создаём систему, которая позволяет на ранней стадии обнаружить дефекты и не допустить отказов технических средств, способных повлечь грубые нарушения безопасности движения, привести к сбоям в перевозочном процессе», – говорит заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Артур Акопян.
Александр Зубов