Строительный комплекс является одним из главных драйверов многих отраслей экономики, из года в год демонстрирует динамичный рост, обеспечивая выполнение важнейших, крайне значимых стратегических задач, поставленных руководством страны. «Без эффективной работы строителей невозможно развитие железнодорожного транспорта. Во многом благодаря именно вашему труду по итогам 2022 года достигнут целевой показатель суммарной провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, предусмотренный Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Уверенными темпами идёт строительство Восточного полигона, Центрального транспортного узла, железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов», – говорилось в телеграмме руководителей ОАО «РЖД» ко Дню строителя, который отмечался 13 августа. В юбилейный для компании год «Пульт управления» рассказывает о некоторых важных стройках на сети РЖД.
Порт Лавна
В 2024 году в Мурманской области планируется завершить строительство порта Лавна. В конце июля на дороге, ведущей к новому порту, прошёл монтаж очередного пролёта железнодорожного моста – основного элемента Мурманского транспортного узла.
Схема развития Мурманского ТУ предусматривает создание транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, в том числе угольного и нефтяного терминалов, и железнодорожной инфраструктуры, включая строительство железнодорожной ветки Выходной – Лавна. Работа ведётся с учётом необходимости увеличения грузооборота Мурманского транспортного узла до 100 млн тонн к 2035 году. Конечная цель проекта – создание действующего круглогодично глубоководного морского хаба – центра по переработке грузов, который будет интегрирован в международный транспортный коридор Север – Юг. Согласно планам проектировщиков, на линии Выходной – Лавна будет девять мостовых переходов, самый крупный из них, через реку Тулома, соединит два берега Кольского залива.
Эта уникальная инженерная конструкция состоит из восьми пролётных строений и двух береговых эстакад общей длиной 1313 м. Подходы к нему находятся в кривом участке, строительство здесь осложнено непростым ландшафтом, даже ведутся буровзрывные работы.
Строительство моста через Тулому ведётся силами субподрядной организации «Ямалтрансстрой», на текущий момент общая готовность моста оценивается в 71%, что соответствует графику. Уже установлены все четыре опоры восточной эстакады и восемь опор западной, а также семь из девяти мостовых опор. «Из-за сложной геологии установка буронабивных свай опоры М2 требует гораздо больше времени и ресурсов по сравнению с возведением предыдущих элементов конструкции, – пояснил заместитель начальника группы заказчика по строительству объектов железнодорожного транспорта в Северо-Западном регионе Алексей Мухин. – Для установки опоры М8 специалистам предстояло решить вопрос по отведению воды из котлована, на данный момент ростверк уже залит и начато сооружение тела опоры».
Из 20 пролётных строений однопутного железнодорожного моста установлены 16. Для ускорения строительства подрядчики применяют технологию Heavy lifting: монтируют пролёты на земле, а затем с помощью домкратов, тросов и лебёдки поднимают их наверх. Таким образом, сейчас специалистами ведётся укрупнительная сборка на земле оставшихся четырёх пролётов. В целом на строительстве моста через Тулому задействовано 105 единиц техники – экскаваторы, погрузчики, буровые установки – и 1135 человек, которые трудятся в две смены.
Стоимость строительства железнодорожной инфраструктуры к порту Лавна составляет 36 млрд руб.
На пути к морю
В этом году знаковым событием для СКЖД стало открытие движения поездов по вновь построенным транзитным путям на станции Тихорецкая, что стало ключевым этапом увеличения провозной способности железнодорожной инфраструктуры в направлении портов Юга России. Старт движению поездов 26 апреля дали генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и министр транспорта РФ Виталий Савельев.
Благодаря реконструкции, которая завершилась на 18 месяцев раньше запланированного срока, пропускная способность станции выросла более чем вдвое – с 40 до 101 пары грузовых поездов в сутки, дополнительный объём грузоперевозок оценивается примерно в 8 млн тонн в год.
«Станция Тихорецкая, основанная почти 150 лет назад, переживает второе рождение, – сказал Олег Белозёров. – Реконструкция станции войдёт яркой страницей в историю модернизации инфраструктуры. Помимо того что работы здесь шли, что называется, «под колесом» – без остановки движения, управленческие и производственные процессы были оптимизированы по всем направляющим. Особенно хочу подчеркнуть, что вместе с привычными заметными элементами инфраструктуры – обновлёнными станционными путями, искусственными сооружениями, стрелочными переводами – внедрена новая цифровая система станционного управления. С завершением реконструкции появилась возможность гибкого управления поездопотоками и их оперативного перераспределения в направлениях центра России, Азово-Черноморского бассейна, Урала, Сибири и транспортного коридора Север – Юг».
Реконструкция Тихорецкой велась в три этапа. В 2021 году было завершено обновление парков, подходы к станции с перегонов Порошинская – Тихорецкая и Газырь – Тихорецкая стали двухпутными. В ходе реализации второго этапа в 2022 году было выполнено примыкание соединительного пути между парками «А» и «К», организовано двухпутное движение между парками «С» и «К». В этом году построены два транзитных пути между парками «А» и «Б». Кроме того, на станции введены в эксплуатацию новые микропроцессорные устройства ЭЦ, возведён железнодорожный путепровод длиной 34,2 м.
Всего при реконструкции станции Тихорецкая было отсыпано 389 тыс. куб. м земляного полотна, уложено 26,7 км пути и 110 комплектов стрелочных переводов, установлено 949 опор контактной сети и 63 жёсткие поперечины, смонтировано 62,3 км контактной сети.
В рамках дальнейшего развития подходов к портам Азово-Черноморского бассейна продолжается реконструкция станций Тимашевская и Ея.
Запас прочности на годы
2 августа в Архангельске после капитального ремонта открыли железнодорожный, автомобильный и пешеходный мост через Северную Двину.
«Мост в Архангельске имеет огромное значение для жителей региона, – отметил глава холдинга Олег Белозёров, принявший участие в церемонии открытия в режиме видеосвязи. – И, что особенно важно, нашим строителям удалось провести капитальный ремонт без остановки движения по нему».
Северодвинский мост – самый северный разводной мост в мире и самый большой в России с вертикальной подъёмной системой. Его длина – 1,1 км, а длина подъёмного пролётного строения для круглогодичного пропуска высоких судов по реке – 88 м. Днём по мосту идут поезда и автомобили, а ночью пролёт поднимают для навигации. За год под ним проходит более 300 судов.
За последние пять лет грузонапряжённость мостового участка выросла на 15% и по итогам 2022 года составила 15,5 млн тонн брутто/км в год. Мост обеспечивает пропуск 29 пар поездов в сутки. После реконструкции скорость движения по нему увеличена до 60 км/ч.
С 2019 года железнодорожники СЖД отремонтировали опоры и металлические пролётные строения, заменили мостовое полотно, установили новые подъёмные механизмы, смонтировали системы навигации и видеонаблюдения. Ремонт проводился в несколько этапов, всего на реконструкцию моста было выделено более 1,5 млрд руб.
«Безотказная работа Северодвинского моста жизненно необходима Архангельскому региону и его промышленным предприятиям, – отметил начальник Северной железной дороги Рашид Сайбаталов. – После завершения ремонта мост получил новый запас прочности на долгие годы, что позволит обеспечить необходимую транспортную доступность региона».
Крупнейший узел на Восточном полигоне
В 2023 году в финальной стадии находятся сразу два этапа программы комплексной модернизации станции Тайшет – крупнейшего железнодорожного узла на Восточном полигоне.
Проект, запущенный в 2016 году, основной целью преследует разделение чётных и нечётных, грузовых и пассажирских поездопотоков, что увеличит пропускную способность станции. Он делится на пять этапов, завершить которые планируется в 2025 году. Как отмечает начальник станции Егор Алфимов, после завершения модернизации по Транссибу через Тайшет будет ежесуточно проходить 100 пар поездов, а с Абаканской ветки на БАМ – около 40 составов с углем Кузбасса.
В этих словах и кроется главная функциональная задача станции, которая в далёком 1897 году была небольшой станцией третьего класса, а ныне это гигант в 14,5 км от входного до выходного светофора с многочисленными парками отправления и прибытия, сортировочными горками. Всё потому, что за время существования Тайшет стал не просто станцией на Транссибе, а важным стратегическим узлом, к которому помимо главного хода с юго-запада подходит Южно-Сибирская ветка, а на северо-восток устремляется Байкало-Амурская магистраль. И обходных маршрутов с запада на восток нет.
Кстати, начало августа ознаменовалось именно развитием этого пересечения. В рамках третьего этапа реконструкции было завершено строительство двух путепроводов на пикетах 17 и 19. Цель строительства – подвести к станции второй путь перегона Тайшет – Тагул абаканского направления, сделав его двупутным для более ритмичного пропуска угольных поездов из Кузбасса.
Протяжённость нового второго пути на перегоне Тайшет – Тагул – 12,9 км. Теперь энергетикам предстоит смонтировать контактную сеть, а связистам – установить и подключить устройства автоматики и телемеханики. Запустить движение по вторым путям планируется ко Дню компании ОАО «РЖД».
Возведённые без остановки движения мосты способны выдержать интенсивный пропуск составов весом 7100 тонн. Длина пролётных строений путепроводов – от 11,5 до 16,5 м. Для возведения сооружений потребовалось более 700 тонн металлических и железобетонных конструкций, для заливки опор – более 1 тыс. куб. м бетона.
Также в начале июля на станции Тайшет произошло знаковое переключение пассажирского парка станции на современные микропроцессорные системы управления движением. В ходе подготовки к этому мероприятию была выполнена замена 13 стрелочных переводов и удлинение четырёх путей пассажирского парка станции. Также было заменено 14 светофоров, 8 км контактной сети, 15 км сигнально-блокировочного и связевого кабеля.
Дань памяти
Два остановочных пункта – Музейный Комплекс и Парк Победы – приняли первых пассажиров на пригородных маршрутах Белгород – Старый Оскол, Белгород – Курск, Белгород – Ржава, Белгород – Сараевка, Белгород – Прохоровка, Сараевка – Прохоровка. Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков сказал: «Наш музей «Прохоровское поле» стал доступнее как для жителей Белгородской области, так и для наших гостей.
Исполненный проект ОАО «РЖД» расширил возможности развития экскурсионной деятельности и развития внутреннего туризма с целью сохранения памяти о подвигах железнодорожников в годы Великой Отечественной войны».
Ирена Рудич (Санкт-Петербург), Евгения Лебедева (Тихорецк),
Николай Порецкий (Ярославль), Сергей Кулыгин (Новосибирск), Виталий Сочкан (Белгород)