Министерство науки и высшего образования РФ подвело итоги реализации в 2022 году программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Вузы – участники программы разработали ряд проектов, направленных на развитие российской экономики. В числе разработок – транспортные проекты отраслевых университетов.
Минобрнауки составило доклад о реализации программы «Приоритет-2030» на основе отчётов вузов-участников. В нём представлены результаты исследований и разработок университетов за прошедший год. Всего вузы реализовали свыше 6 тыс. научно-технических, творческих и социальных проектов. Кроме того, они обновили более тысячи образовательных программ, создали и модернизировали более 500 лабораторий, создали более 450 консорциумов с научными организациями, запатентовали более 8700 результатов интеллектуальной собственности. «Мы видим конкретные исследования вузовских команд, которые уже внедряются в производство, усиливают экономику и технологическую независимость страны, – отметил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко. – Глава государства неоднократно подчёркивал важность работы на результат».
Как рассказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков, прошедший год принципиально поменял стратегию университетов и научной сферы. Одним из ключевых вызовов для страны, системы высшего образования, науки и технологий стало достижение настоящего технологического суверенитета. Поэтому приоритетное внимание вузы – участники программы «Приоритет-2030» уделили развитию инженерного образования, технологического предпринимательства, а также трансферу научных разработок в реальную экономику.
«В основе программ развития лежат стратегические проекты. Уже на первом этапе реализации программы создаются уникальные разработки, вузы трансформируют своё образование, ведётся тесное взаимодействие с регионами и бизнесом. Согласно предоставленным отчётам о реализации, у ряда вузов уже есть конкретные ощутимые результаты исследований и разработок, которые можно представить обществу», – подчеркнул Валерий Фальков.
Среди реализованных проектов те, которые направлены на транспортное развитие. Так, например, в Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) разработали проект «Технологическая линия производства стеновых блоков из газобетона автоклавного твердения». «Созданию предшествовали научные исследования учёных ПГУПСа на протяжении более чем 5 лет по разработке конструкционно-теплоизоляционного бетона, отличающегося уникальным сочетанием повышенной прочности, эксплуатационной надёжности при улучшенных показателях тепло- и звукоизолирующих свойств, аналогов которому в настоящее время нет. Материал обладает «мировой новизной»: по данной теме получено 12 патентов (патентообладатель – ПГУПС) и опубликовано более 70 работ», – подчеркнули в университете.
С учётом всех достижений и тенденций в среде машиностроения для строительной индустрии вузовскими учёными создана вся проектная, конструкторская и технологическая документация. На производственной базе ПГУПСа разработан весь комплекс оборудования для технологической линии производства стеновых блоков из газобетона автоклавного твердения. Линия укомплектована оборудованием, изготовленным с использованием отечественных материалов и комплектующих. В 2022 году технологическая линия запущена в эксплуатацию в Оренбурге. Её производительность полностью обеспечивает потребности строительной отрасли Оренбургской области. «Данная линия, разработанная технология и оборудование для комплектации заводов по созданию инновационного высокоэффективного газобетона автоклавного твердения могут быть тиражированы во многих регионах Российской Федерации и в других странах», – отметили в вузе.
Ещё из достижений ПГУПСа в рамках программы «Приоритет-2030» – открытие новых лабораторий и образовательных программ. При поддержке Октябрьской железной дороги создана целая инфраструктура инженерного предпринимательства. Университет выполняет все принятые на себя обязательства: в прошлом году получено 82 патента на изобретения, в том числе пять международных. Также повысился индекс публикационной активности вуза и удвоилось число желающих поступить в аспирантуру.
Российский университет транспорта (МИИТ) в прошлом году активно работал над проектом «Электронная навигация и автономное судовождение». Был создан единственный в стране учебно-тренажёрный комплекс для подготовки специалистов в области безэкипажного (автономного) судовождения. Комплекс, развёрнутый на базе учебно-тренажёрного центра Академии водного транспорта РУТ (МИИТ), обеспечивает обучение судоводителей. Разработаны и утверждены программы повышения квалификации в области судовождения и эксплуатации автономных и полуавтономных судов. Организована круглогодичная подготовка специалистов для морского и речного флота, способных эксплуатировать новые типы судов.
Согласно данным Минобрнауки, РУТ (МИИТ) вошёл в число лидирующих университетов программы «Приоритет-2030» по ряду показателей, среди которых «доля студентов, обучающихся в университете и бесплатно получивших дополнительную квалификацию», «доходы университета из средств от приносящей доход деятельности в расчёте на одного научно-педагогического работника». Также, согласно анализу специальной части гранта по треку «Территориальное/отраслевое лидерство», РУТ (МИИТ) увеличил свою эффективность по таким показателям, как «объём средств, поступивших от выполнения НИОКР и оказания научно-технических услуг по договорам с организациями реального сектора экономики и за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов», «доля иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся по образовательным программам высшего образования», «объём доходов от результатов интеллектуальной деятельности».
Среди новых образовательных программ, запущенных в РУТ (МИИТ) в прошлом году, – бакалаврская программа двойного диплома «Экономика и инженерия транспорта», которую транспортный вуз реализует совместно с НИУ «Высшая школа экономики». Ядро программы включает два равнозначных компонента: набор базовых дисциплин по экономике дополняется списком курсов в сфере транспортного планирования, урбанистики, геоинформатики и географии. «Подготовка людей, которые владеют самыми современными средствами и инструментами развития транспортных систем городских агломераций, субъектов Российской Федерации и всей нашей страны, является суперактуальной. И здесь, конечно, мы рассчитываем на поддержку, экспертизу НИУ «Высшая школа экономики», – подчеркнул ректор РУТ (МИИТ) Александр Климов.
Выпускники новой программы будут востребованы в инвестиционных банках, органах исполнительной власти, Hi-Tech-компаниях и компаниях-перевозчиках, у производителей подвижного состава, в транспортно-логистических фирмах. Партнёрами программы выступили ОАО «РЖД», Российская палата судоходства, Ассоциация операторов микромобильности, другие ведущие транспортные компании страны и Дептранс Москвы.
Юлия Антич
СПРАВКА
«Приоритет-2030» – самая масштабная в России программа государственной поддержки университетов. Она реализуется правительством с 2021 года по поручению Владимира Путина в целях увеличения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития страны на период до 2030 года. Планируется, что за десять лет в России будет сформирована сеть прогрессивных современных университетов – центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. В настоящее время в программу включены 129 учебных заведений, ежегодно они получают гранты в размере 100 млн руб., а 48 из них также выделено дополнительное финансирование на реализацию проектов в сфере развития территорий и отраслей. Изначально отбор на участие в программе прошли два отраслевых вуза: Российский университет транспорта (МИИТ) (он победил в основном и дополнительном треках) и Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. С этого года в специальном треке программы для Дальнего Востока также участвует Дальневосточный государственный университет путей сообщения.