Требования к современным руководителям постоянно меняются. «Пульт управления» разбирался, какими профессиональными качествами должен обладать руководитель на данный момент, чтобы быть эффективным и пользоваться авторитетом у своих сотрудников.
Психологи считают, что единого набора качеств для «идеального» руководителя нет. Например, существует такой базовый набор, как стрессоустойчивость, коммуникабельность, гибкое мышление и продуктивность. Специалисты HR-агентства SOFI Consult считают, что главные качества для руководителя – стратегическое мышление, лидерство и личная эффективность. Остальные – логичное их продолжение.
«Стратегическое мышление позволяет руководителю просчитывать ситуацию наперёд, быть готовым к изменениям, составлять грамотные планы, учитывая риски, структурировать работу команды и ставить правильные цели. Для этого стоит оттачивать умение работать с любой информацией, навыки анализа, планирования, целеполагания и регламентирования работы. При этом в современных командах эффективны не начальники, наделённые полномочиями, а лидеры, завоевавшие авторитет. Лидерские качества включают в себя развитые коммуникативные навыки. Это навыки убеждения, управления эмоциями, ораторские способности, умение вести переговоры, управлять конфликтами, навыки командообразования, обучения и мотивации сотрудников. Быть лидером профессиональной команды невозможно, не показав личную эффективность, на которую и будет равняться команда. Начальники, сидящие в шикарных кабинетах и раздающие указания, уходят в прошлое. Лидер – это рабочая лошадка. Он не только управляет командой, но и сам успешен в своей профессиональной роли. Например, если руководит командой продаж, то сам является продажником топ-уровня, у него отличные результаты личных продаж и отточенный навык ведения сложных сделок», – говорит соучредитель HR-агентства SOFI Consult Олеся Свистунова.
По мнению эксперта HR-аналитики Констатина Сомова, во множественных исследованиях компетенций руководителей какого-то одного стандарта лидерства или успеха не существует. Один успешный лидер может быть превосходным оратором, знать много теории, а другой лидер может плохо говорить, не знать теории, но при этом собирать вокруг себя много талантливых специалистов.
«Несмотря на разные точки зрения и подходы к ситуации, на мой взгляд, к самым главным качествам руководителя нужно отнести умение быстро адаптироваться к ситуации и при этом не отступать от поставленной организационной цели. Возможность быстро адаптироваться включает в себя несколько компетенций, без которых не обойтись. Первое – умение руководителя слушать сотрудников, клиентов, консультантов, всех, кто находится вокруг. Современный руководитель больше слушает, чем говорит. Второе – умение анализировать сказанное исходя из потребностей компании. Настоящему руководителю важно анализировать весь спектр информации и слышать даже неудобную информацию. Руководитель должен понимать свои и чужие ограничения и при этом находить способы усиления профессиональных и личностных качеств у себя и сотрудников», – говорит Константин Сомов.
Корпоративный психотерапевт Татьяна Клец отмечает, что конкретные компетенции могут различаться в зависимости от рода деятельности и уровня руководства, но есть основные навыки, которые важны для успешного руководителя в любой сфере.
«Важно, чтобы руководитель умел мотивировать и развивать своих сотрудников. Чтобы он мог создать благоприятную рабочую среду, давать обратную связь, развивать потенциал сотрудников и поддерживать их мотивацию. Эмоциональный интеллект очень важен. Это способность понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей, развивать эмпатию и строить конструктивные отношения. Также отмечу умение работать в команде – способность эффективно сотрудничать с коллегами, устанавливать и поддерживать отношения, решать конфликты и достигать совместных результатов», – говорит Татьяна Клец.
Также существует мнение, что сам руководитель должен быть компентентым сотрудником. «В современном быстро меняющемся мире клиентоориентированность напрямую связана с высокой степенью адаптивности бизнеса под запросы аудитории. Эффективный руководитель должен постоянно развиваться, быть в курсе отраслевых трендов и держать руку на пульсе потребительских запросов с целью повышения конкурентоспособности своей компании», – говорит персональный PR-менеджер, основатель бутикового PR-агентства «ЗНАТЬ» Александра Авдеева.
Генеральный директор ГК «Гефест Капитал» Павел Иванов заявил, что для руководителя очень важно такое качество, как самоуправление: начальник в первую очередь должен уметь контролировать самого себя.
«Руководитель – это человек, который способен эффективно планировать своё время, уметь расставлять приоритеты и контролировать прежде всего собственную работу. На этом базируются следующие компетенции: управление стрессом и сохранение эмоциональной стабильности, умение адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и быстро принимать решения в сложных ситуациях, поскольку он направляет коллектив и должен соответствовать возложенным обязанностям, ведь настоящий руководитель – это лидер, который несёт ответственность за свои действия и решения, тем самым формирует в своëм лице пример для подчинённых. В итоге успешный руководитель – это не только человек, который обладает профессиональными навыками и знаниями, но и тот, кто понимает важность своих личных компетенций. Благодаря им он способен эффективно управлять компанией, создавать благоприятную рабочую атмосферу, в которой каждый сотрудник может проявить свой потенциал и внести свой вклад в успех работы компании», – говорит Павел Иванов.
Дарья Чикиркина