Завершился первый год реализации федерального проекта «Профессионалитет». Он предполагает переход на отраслевую модель подготовки квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда. ОАО «РЖД» – одна из первых компаний, которые включились в проект Минпросвещения России по модернизации среднего специального образования. Кейс компании интересен работодателям из других областей.
Точечная подготовка
Проект «Профессионалитет» призван изменить представления о среднем специальном образовании в России – сделать его современным, ориентированным на запросы конкретных работодателей, которые заинтересованы в подготовке профессиональных кадров, потенциально готовых приступить к работе в отрасли ещё во время обучения.
Как показывают опросы, на которые ссылается Минпросвещения, на сегодняшний день порядка 60% выпускников школ выбирают для продолжения своего обучения колледжи. Глава российского ведомства Сергей Кравцов во время презентации проекта «Профессионалитет» в Координационном центре Правительства РФ отметил, что этот проект позволил вовлечь работодателей и в формирование учебной программы, и в проблемы материально-технического оснащения колледжей и техникумов. Благодаря сотрудничеству с бизнесом программы подготовки кадрового потенциала теперь отвечают потребностям конкретных регионов. «На деле мы синхронизируем образовательные возможности и локализацию производства, тем самым специалисты готовятся точечно для индустрий и предприятий. И регионы обеспечиваются необходимыми профессиональными ресурсами», – отметил Сергей Кравцов.
Ещё одна особенность «Профессионалитета» – сокращение срока обучения. Студенты быстрее, чем их сверстники, выбравшие классические программы, получают все необходимые компетенции. А значит, они быстрее могут начать строить реальную карьеру, обрести финансовую независимость и шагнуть во взрослую жизнь. В целом они экономят от полугода до восьми месяцев.
Задача, которую поставил президент России Владимир Путин, – к 2028 году подготовить 1 млн специалистов и квалифицированных рабочих для ключевых отраслей экономики. И железнодорожный транспорт – одна из них.
По словам Сергея Кравцова, федеральный проект «Профессионалитет» планируется расширить к 2026 году до 1,5 тыс. колледжей-участников во всех регионах России с привлечением 1,5 тыс. предприятий. Дополнительно к существующим будет создано порядка 170 кластеров, они охватят в том числе фармацевтику, робототехнику.
Заказ принят
«Российские железные дороги» – один из главных заказчиков системы образования страны. Поэтому закономерно, что железнодорожники одними из первых включились в федеральный проект «Профессионалитет». На сегодняшний день компания является индустриальным партнёром для 10 учебно-производственных кластеров, созданных на базе железнодорожных колледжей. Здесь обучаются порядка 1 тыс. студентов, 80% из них – по целевым договорам от компании.
«Все выпускники гарантированно трудоустраиваются на предприятия холдинга. Кроме того, ОАО «РЖД» начисляет студентам «Профессионалитета» дополнительную стипендию от компании», – сказал начальник Департамента управления персоналом Сергей Саратов, выступая на сессии «Профессионалитет»: отраслевой подход к подготовке кадров в условиях импортозамещения» XXVI Петербургского международного экономического форума, который проходил с 14 по 17 июня.
Перед запуском «Профессионалитета» образовательными организациями совместнтно с ОАО «РЖД» были пересмотрены программы обучения с учётом того, какие функции должен выполнять специалист на своём рабочем месте.
Новая модель подготовки кадров для железнодорожного транспорта осуществляется по четырём специальностям: «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «электроснабжение», «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (локомотивы)», «автоматика и телемеханика на транспорте». За время обучения студент осваивает не только выбранную специальность, но и три рабочие профессии с присвоением разряда. Например, для локомотивщиков предусмотрено освоение профессий «помощник машиниста тепловоза», «помощник машиниста электровоза» и «осмотрщик-ремонтник вагонов». Это позволит без переобучения задействовать персонал на разных типах подвижного состава, что отразится на его мобильности.
Обновили классы
Компания инвестировала серьёзные средства в инфраструктуру образовательных учреждений. Создан единый фирменный стиль, проведён ремонт и масштабное материально-техническое переоснащение.
Например, оборудование образовательно-производственного центра на базе Самарского колледжа железнодорожного транспорта им. А.А. Буянова позволяет смоделировать процесс управления поездом и работу с реальными объектами в виртуальной среде. Кабинеты оснащены современными тренажёрами по управлению локомотивом и VR-тренажёрами.
Педагогический стиль меняется
Большое внимание уделяется подготовке педагогических кадров. «За всей этой работой стоит труд педагогов. С 2020 года повышение квалификации прошли более 46 тыс. педагогов и мастеров производственного обучения», – подчёркивает Сергей Кравцов.
«Мы отобрали 400 преподавателей, все они прошли стажировку на железнодорожных предприятиях. Они изменили стиль работы и методы преподавания, и эффективность обучения стала больше», – рассказал Сергей Саратов.
Стажировки преподавателей в ОАО «РЖД» завершились демонстрационным экзаменом.
Первые впечатления
По итогам первого года действия «Профессионалитета» железнодорожная отрасль стала одной из самых продуктивных за прошлый год. По эффективности реализации проекта сразу пять отраслевых колледжей вошли в топ-10 рейтинга Минпросвещения.
По мнению председателя комитета по среднему профессиональному образованию, профессиональному обучению и профориентации РСПП Андрея Комарова, опыт ОАО «РЖД» – достойный пример для бизнеса в сфере работы с молодёжью и подготовки квалифицированных кадров.
«Федеральный проект «Профессионалитет» позволил работодателю получить механизмы влияния не только на технологии подготовки своих будущих работников, но и на все процессы, происходящие в колледже: войти в управление образовательными учреждениями, становиться его соучредителями, формировать свои запросы к образовательным программам», – добавил он.
Помимо ОАО «РЖД» в первый год в «Профессионалитете» участвовали предприятия топливно-энергетической, атомной, металлургической, строительной, химической, горнодобывающей отраслей, а также сельского хозяйства, машиностроения, IT. Взаимодействие бизнеса и учебных учреждений делает образовательный процесс высокотехнологичным, современным и интересным, подчёркивает президент ассоциации «Национальное объединение строителей» Антон Глушков.
«Если мы посмотрим на стройку, она уже совсем другая. В ней применяются и технологии информационного моделирования, и современные средства труда, которые значительно повышают удобство работы и производительность. Приобретённые навыки по строительной профессии будут актуальны всегда, вне зависимости от того, как быстро будет развиваться экономика», – считает Антон Глушков.
Нужен результат
На пленарном заседании ПМЭФ-2023 Владимир Путин отдельно остановился на развитии среднего специального образования. По его словам, необходимо и дальше повышать ориентированность учебных заведений на результат, то есть на успешное трудоустройство выпускников.
«В связи с этим считаю правильным сделать, по крайней мере, две вещи: первое – установить для учебных заведений специальные ключевые показатели эффективности. Главный из них – качество занятости выпускников. На основе такого подхода предлагаю сформировать рейтинги учебных заведений среднего профессионального образования. И второе – предлагаю ежегодно готовить пятилетний прогноз потребностей в кадрах на уровне всей экономики, чтобы максимально гибко учитывать меняющиеся тренды, новые запросы рынка труда и, конечно, наши приоритеты в развитии отраслей экономики», – сказал глава государства.
По словам Сергея Кравцова, Министерство просвещения России уже начало работу по созданию Национального комплексного рейтинга всех колледжей и техникумов страны, итоги которого будут подведены в конце 2023 года.
«Самым главным результатом этой работы станет обеспечение трудоустройства выпускников с достойной зарплатой. Среди основных принципов методики рейтинга – открытость, прозрачность всех данных, фокус на результате, максимальный охват колледжей, гибкость и возможность регулярного обновления. Национальный рейтинг поможет выявить лидеров, определить зоны внимания на уровне страны и региона, проектировать перспективные направления развития сферы профессионального образования», – сказал он.
«Абсолютно правильно, что во главу угла ставится вопрос результативности, – прокомментировал помощник президента РФ Максим Орешкин. – Вся система СПО существует, чтобы подготавливать необходимые экономике кадры. А это оценивается именно по трудоустройству, зарплате, развитию карьеры выпускников».
Виталий Маслюк