В июне были подведены итоги Всероссийского инженерного конкурса, организуемого Минобрнауки среди студентов и аспирантов. Победительницей престижного состязания стала учащаяся Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС) Дарья Ильясова. Ещё двое студентов из Самарского и Ростовского государственных университетов путей сообщения (СамГУПС и РГУПС) – Павел Першиц и Сабир Наурузбаев – также вышли в финал и стали призёрами конкурса.
Всероссийский инженерный конкурс проводится ежегодно с 2014 года. С каждым разом он становится всё более популярным среди учащихся вузов. Так, например, в сравнении с прошлым годом количество участников увеличилось более чем в два раза и составило 6747человек.
Молодые инженеры представляют на конкурс свои выпускные квалификационные работы. В их основе лежат реальные проекты, которые решают перспективные задачи по приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Оценкой работ занимается экспертное жюри – лидеры инновационного сектора экономики.
На каждом этапе конкурса повышалась сложность задач, которые необходимо было решить участникам. Под патронатом опытных наставников они учились сопровождению инженерного проекта от идеи до результата. В итоге были отобраны 100 финалистов и 160 лауреатов, из которых выбрали 41 победителя и 53 призёра.
«Мы вместе продолжаем традиции России – великой инженерной державы. Мы вместе делаем следующий шаг в новый технологический уклад, в новую реальность. Недавно правительство утвердило Концепцию технологического развития страны, утвердило перечень сквозных и критических технологий, которые будут обеспечивать наш суверенитет и лидерство в мире в ближайшие годы и на отдалённую перспективу. Участники, победители и призёры конкурса, только что защитившие проекты, будут активными участниками реализации этой задачи. Министерства и ведомства, госкорпорации, ведущие компании, которые ждут на работу новое поколение талантов, будут поддерживать сам конкурс и его победителей, призёров и всех участников», – отметил заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев.
Система диагностики оборудования
Победительницей в номинации «Техника и технологии наземного транспорта» стала студентка УрГУПСа Дарья Ильясова. Она предложила решение по реализации удалённой системы диагностики оборудования распределительного устройства тяговой сети 3,3 кВ постоянного тока.
«В своей работе я проанализировала текущую систему диагностики оборудования распределительного устройства тяговой подстанции. Предложила к внедрению систему диагностики (с применением интеллектуальных терминалов ИнТер-3,3), которую можно реализовать в границах дистанции электроснабжения, – рассказала победительница. – Также я предложила к внедрению программный продукт, с помощью которого можно с меньшими трудозатратами и ошибками, связанными с человеческим фактором, рассчитывать уставки защиты тяговой сети постоянного тока».
При внедрении данного проекта в дорожных электротехнических лабораториях можно будет автоматизировать процесс расчёта параметров тяговой сети и определения уставок защиты.
Контроль сохранности грузов
Финалистом и призёром Всероссийского инженерного конкурса также в номинации «Техника и технологии наземного транспорта» стал студент СамГУПСа Павел Першиц. Он представил проект «Дистанционный контроль сохранности грузов в движущемся железнодорожном составе».
«При перевозке железнодорожным транспортом сохранность груза является одним из приоритетных факторов. Известные средства и системы, как правило, не обеспечивают контроль за сохранностью груза на предмет смещения от первоначального состояния, – объясняет он. – Я предлагаю систему контроля с использованием средств видеофиксации и датчиков положения груза. Она позволяет предотвращать потери из-за неправильного закрепления при отправлении. А также даёт возможность узнать истинные причины утраты груза».
Улучшить работу станции
Ещё одним призёром стал студент РГУПСа Сабир Наурузбаев с проектом «Совершенствование технологии работы станции Астрахань-2 в рамках развития транспортного коридора Север – Юг».
В своей работе он предлагает изменение технологии работы станции в условиях получения нового статуса как сортировочной для организации переработки увеличивающегося поездопотока на этом направлении в связи с переориентацией экономических связей России в направлении стран Юго-Восточной Азии. В перспективе рост поездопотока продолжится, в связи с чем вопрос его эффективной переработки будет актуален.
«Предлагаемые мной мероприятия по совершенствованию технологии работы станции в условиях прогнозируемого роста поездопотока я оценивал с точки зрения принципов математического моделирования, – рассказывает Сабир Наурузбаев. – Мероприятия включают в себя внедрение систем АСУ ПТО, АСКО ПВ, КСАУ СП, УКТП, домкратовидных устройств закрепления подвижного состава, увеличение числа вагонников и работников других специальностей в смену».
Как отмечает автор, предложенные им решения помогут снизить загруженность работников и технических средств, что позволит избежать чрезмерного простоя вагонов в условиях роста объёмов перевозок.
Алексей Алеев