Рекордно низкая безработица, спровоцированная демографическим кризисом девяностых годов, привела к формированию «рынка работника». Предложение ваканский превышает спрос, и бизнес вынужден конкурировать за трудовые ресурсы. Как работодатели будут выходить из сложившейся ситуации, обсуждали участники Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
Движение в обратную сторону
Если ещё два года назад, в разгар пандемии коронавирусной инфекции, главной задачей на рынке труда было не допустить роста безработицы, то сейчас ситуация обратная.
«Мы находимся на историческом минимуме по методологии Международной организации труда (МОТ): 3,3%, или 2,4 млн человек – в истории России такого никогда не было. Безработица за два года сократилась на 1,3 млн человек», – рассказала заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова во время сессии ПМЭФ «Рынок труда России: состояние трудового потенциала и механизмы его развития».
В регионах, согласно методологии МОТ, уровень общей безработицы с начала года снизился в 61 субъекте, в 17 – возрос, в остальных субъектах не изменился.
«Это уникальная ситуация, когда уровень безработицы на исторически минимальном уровне. С одной стороны, это хорошо, с другой стороны, это определённый вызов. Работодателям труднее искать людей, привлекать таланты», – отметил и.о. ректора РАНХиГС, генеральный директор президентской платформы «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.
Чтобы обеспечить технологический суверенитет в пятилетней перспективе, России необходимы 1 млн человек. «Наша глобальная задача – получить эти трудовые ресурсы всеми доступными для нас способами», – подчеркнула Татьяна Голикова.
Ещё один вызов – профессионально-квалификационное соответствие предложения и спроса на рынке труда.
Как отметила Татьяна Голикова, решение глобальной кадровой задачи носит комплексный, многосекторальный характер и требует командной работы правительства совместно с работодателями и системой образования.
Для привлечения специалистов сегодня важны корпоративная культура, климат в коллективе, социальные гарантии. Кроме того, на фоне развития и изменения технологических процессов растёт запрос на профессиональное переобучение под запрос конкретных работодателей и возможность получения практического опыта ещё в процессе обучения.
Нужны рабочие руки
ОАО «РЖД», как и все другие работодатели, сталкивается с проблемами на рынке труда. «Мы точно так же чувствуем дефицит на рынке труда, точно так же чувствуем всё, что связано с демографией и другими объективными причинами. Но у нас есть особенности», – подчеркнул, выступая на сессии, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов.
Только развитие пропускной способности Восточного полигона потребует от РЖД привлечения более 30 тыс. работников. «Причём в разрезе конкретных строительных специальностей, которые могли бы с места в карьер начать работу на объектах», – сказал Дмитрий Шаханов.
Конкуренция за рабочий персонал заставила холдинг по-новому взглянуть на приоритеты кадровой политики. В компании пересмотрено ценностное предложение работодателя с учётом новых вызовов. Слоган для потенциальных работников звучит как «РЖД – для людей дела».
«Теперь мы говорим нашим соискателям, что РЖД – это масштаб, это амбиции и что РЖД – это забота», – подчеркнул Дмитрий Шаханов.
Ещё одна составляющая бренда работодателя – технологичность. «Но это не только производственные процессы, но и отношения с персоналом. Наш приоритет в удобстве для наших работников – это и электронный кадровый документооборот, и Сервисный портал работника», – добавил Дмитрий Шаханов.
Кроме этого, РЖД – это компания возможностей, где могут реализовать себя представители практически любой специальности.
Определиться с выбором
Одним из эффективных инструментов привлечения молодёжи являются стажировки и практики. «Это отличная возможность для самоопределения и реальная возможность найти для себя работу мечты. Это гарантия успеха и того, что всё получится. Стажировка – прекрасный способ дать человеку найти своё призвание на всю жизнь», – считает Алексей Комиссаров.
В ОАО «РЖД» летом приходят работать по разным специальностям более 13 тыс. студентов. А весной был запущен проект «РЖД Стажировка». Лучшие кандидаты смогут пройти оплачиваемую практику в центральном офисе компании и будут заняты в конкретном проекте.
Стажёрами могут стать студенты выпускных курсов (бакалавриат – 4-й курс, специалитет – 5-й курс, магистратура – 1-й и 2-й курсы). Стажировка будет проходить по разным направлениям: менеджмент, юриспруденция, экономика и финансы, управление персоналом, дизайн, IT. С выпускниками вузов будет заключён срочный трудовой договор.
Кандидатов в стажёры будут подбирать рекрутеры компании. Отбор будет проводиться в несколько этапов – анализ резюме соискателей, собеседование с рекрутером, тестирование. Финальное решение по кандидату будет приниматься на личной встрече с руководителем подразделения.
На сегодняшний день получено уже более 2,5 тыс. резюме.
«Если говорить о будущем стажировок и практик, то им однозначно быть, по крайней мере в железнодорожном транспорте. Потому что это эффективный инструмент понимания того, чем ты будешь заниматься, если придёшь на железнодорожный транспорт. Мы сохранили целевой набор и специалитет. Этот один год позволяет студенту стать специалистом высокого класса. Мы оформляем договор целевого обучения, тем самым гарантируя трудоустройство выпускника», – отметил на сессии ПМЭФ начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов.
Виталий Маслюк