В объединении – сила
Тяга Восточного полигона работает на увеличение пропуска грузов
Формированию парка тягового подвижного состава на Восточном полигоне ОАО «РЖД» уделяет внимание все последние годы. Более 40% закупаемых холдингом новых локомотивов ежегодно отправляются на восток, становясь основой тяжеловесного движения, открывая возможности для технологий увеличения грузопотока без строительства новой инфраструктуры – вождения объединённых контейнерных и соединённых грузовых поездов, сокращения интервалов попутного следования с помощью виртуальной сцепки.
По данным заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Дирекции тяги Олега Валинского, в минувшем году на Восточный полигон поступило 205 новых машин. Согласно планам текущего года ожидается поставка 241 тяговой единицы. Сюда направляются локомотивы с улучшенными характеристиками, способные вести поезда массой 7100 тонн в сложных климатических и рельефных условиях БАМа и Транссиба. Основу парка составляют трёхсекционные магистральные электровозы «Ермак» серии 3ЭС5К с поосным регулированием силы тяги.
Благодаря их применению в прошлом году организовано вождение соединённых грузовых поездов массой 12,6 и 14,2 тыс. тонн, более чем на 20% выросло на полигоне число поездов с массой 7100 тонн.
Технология соединения поездов на автосцепке применяется в условиях ограниченного пропускного ресурса инфраструктуры. Он позволяет провести сразу два поезда по времени (графику) одного. Локомотивы остаются в голове своих составов, из-за чего второй оказывается в середине. Синхронность движения обеспечивается не только слаженными действиями локомотивных бригад электровозов, но и работой автоматизированных систем, синхронизирующих управление распределённой тягой по радиоканалу. Ежесуточно по сети РЖД на восток следует около 30 сдвоенных поездов.
«Ермаки» оснащаются оборудованием для работы в режиме виртуальной сцепки, предполагающей синхронное движение на минимальном расстоянии двух грузовых поездов попутного следования, управляемых из кабины впереди идущего локомотива. Технология до 15% увеличивает пропускную способность участков, объём её применения постоянно растёт.
На сегодняшний день на Восточном полигоне системой ИСАВП-РТ-М с функцией виртуальной сцепки оборудовано уже 1194 электровоза «Ермак». В текущем году будет модернизировано ещё 378 локомотивов и поставлено 128 локомотивов, оборудованных виртуальной сцепкой. По расчётам Дирекции тяги, на конец 2023 года ИСАВП-РТ-М будут оборудованы 1700 локомотивов, или 97% парка электровозов серии «Ермак» Восточного полигона. И если в 2022 году ежемесячно по железным дорогам востока России на виртуальной сцепке проводилось порядка тысячи поездов, то в мае 2023 года было проведено уже свыше 1700 поездов.
На Дальневосточной, Забайкальской и Восточно-Сибирской железных дорогах работе с виртуальной сцепкой обучено почти 9 тыс. машинистов грузового движения.
Помимо оснащения парка локомотивов ведётся совершенствование технических средств и технологии виртуальной сцепки. Проведённые минувшим летом на ДВЖД опытные поездки подтвердили возможность вождения в виртуальной сцепке сразу трёх поездов. Новые технические решения позволят формировать пакеты до пяти поездов.
Идёт разработка соответствующей системы автоведения для тепловоза 3ТЭ25К2м. По плану опытные образцы будут предоставлены для испытаний в III квартале текущего года. Кроме того, система виртуальной сцепки закладывается для установки при производстве нового тепловоза 3ТЭ28.
В феврале 2022 года 3ЭС5К провёл из Владивостока в Москву первый объединённый контейнерный поезд из 76 фитинговых платформ (стандартный состав контейнерного поезда – 37–38 платформ), что равно по длине 129 условным грузовым вагонам. Благодаря сравнительно небольшому общему весу – 4700 тонн – «Ермак» тянул состав в одиночку. Такой подход не только увеличивает возможности провоза контейнеров, но и экономит тяговые ресурсы.
Стоит отметить, что это был первый поезд такой длины. Объединённые составы меньшего размера формировались и раньше. Сегодня движение объединённых контейнерных поездов стало привычным. Сотни таких составов следуют по Восточному полигону ежедневно. Но развитие не останавливается.
«В планах на предстоящий сезон ремонтно-путевых работ – провести совместно с Дирекцией тяги ряд экспериментов по пропуску соединённого поезда из двух объединённых контейнерных поездов. По результатам экспериментов будет принято решение о курсировании таких поездов на Транссибе в постоянном режиме», – сообщил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков.
Александр Зубов