Торговое и логистическое взаимодействие между странами – участницами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) продолжает развиваться. На XXVI Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2023) участники рынка во время сессии «Деловое партнёрство БРИКС в новых экономических реалиях» обсудили повестку дня и рассказали об основных проблемах, с которыми столкнулись страны союза, а также о путях их решения.
Главные вызовы
Геополитическая ситуация оказала давление на экономику нашей страны и осложнила торговые отношения между странами БРИКС. Прошлый год смело можно называть годом вызовов. Так, в феврале-марте 2022 года рейтинговые агентства Moody’s и Fitch понизили суверенный рейтинг России до преддефолтного уровня. Вслед за ними агентство S&P Global Ratings также предрекло России высокий риск дефолта. «Продолжение использования в нынешних реалиях суверенных рейтингов, рассчитанных по западным лекалам, умышленно ограничивает имеющиеся у стран БРИКС реальные конкурентные преимущества», – заявил директор Департамента международного сотрудничества АО «УК РФПИ», председатель российской части рабочей группы по финансовым услугам Делового совета БРИКС Валерий Беляков на сессии ПМЭФ-23.
Он высоко оценил предложение о создании рейтингового агентства (РА) стран БРИКС. По его мнению, такая необходимость возникла после того, как тройка ведущих мировых рейтинговых агентств отказалась выставлять рейтинги России. Главный исполнительный директор China Chengxin International Credit Rating Янь Янь заявил, что китайская сторона поддерживает идею о создании РА стран БРИКС.
Немаловажную роль в товарообороте между странами БРИКС играет и повышение уровня экономического взаимодействия.
Валерий Беляков напомнил, что уже инициировано создание нового международного платёжного сервиса «БРИКС Pay». Данная интернет-система позволит пользователям оплачивать свои счета с компьютера или мобильного устройства, переводить средства, платить налоги в правовом поле БРИКС, БРИКС+ и ЕАЭС.
«Работа сервиса направлена на улучшение финансовой инфраструктуры, упрощение платёжных процедур и сокращение зависимости от глобальных финансовых институтов, что обезопасит страны БРИКС от конкуренции неэкономического характера», – отметил Валерий Беляков.
На фоне перестройки маршрутов выявилась недостаточная эффективность логистических цепочек между странами БРИКС. Профессор кафедры логистики Стелленбосского университета ЮАР Ян Хавенга отметил, что сегодня неэффективно используются железнодорожные и морские пути: многие грузы, которые следовало бы везти поездами, транспортируются автотранспортом. Это, считает профессор, приводит к тому, что компании тратят большую часть денег на путь до границы страны или до морского порта.
«Мы сталкиваемся с барьерами не только в области физической, но и в области мягкой инфраструктуры. Один из таких барьеров – усложнённая процедура пересечения границы: 50% транзитного времени перевозчик тратит на прохождение таможенных процедур», – заметил генеральный директор Дирекции международных транспортных коридоров Александр Исаев.
Как решаются проблемы
Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов сообщил, что холдинг заинтересован в увеличении эффективности перевозок России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому модернизирует Восточный полигон, совершенствует работу пограничных пунктов пропуска на границе с Китаем, способствует открытию новых.
Погранпропуск Нижнеленинское – Тунцзян переведён на круглосуточный режим работы.
Ян Хавенга, со своей стороны, предложил создать под эгидой БРИКС центры консолидации и новые порты. Такое решение поможет объединить различные узлы между странами объединения. «Один грузоперевозочный узел можно создать в Петербурге, второй – в Бомбее. Если такие узлы получилось бы консолидировать, использовать соответствующие IT-решения, то вышла бы эффективная система цепочек поставок в БРИКС», – отметил он.
Сергей Павлов заявил, что 40% всего объёма железнодорожных перевозок Россия осуществляет со странами БРИКС. В прошлом году с КНР Россия увеличила товарооборот практически на треть, с Индией – в 2,5 раза, с Бразилией он достиг исторического максимума – почти $10 млрд. Более того, две трети всего мирового грузооборота приходится на БРИКС, отметил первый замгендиректора ОАО «РЖД».
«Более трети экспорта минеральных удобрений из России приходится на страны БРИКС. Мы видим повышенный спрос на нашу продукцию. Наша отрасль отвечает на это ростом производства», – рассказал генеральный директор, член правления, член совета директоров ПАО «ФосАгро» Михаил Рыбников.
По данным «ФосАгро», прирост потребления удобрений держится на уровне 1,5% в год, однако в странах – участницах союза темп роста потребления находится в пределах 5% и более, добавил он. «Поэтому для нас страны БРИКС – ключевой рынок сбыта», – заключил Михаил Рыбников.
Сергей Павлов также рассказал, что сейчас ОАО «РЖД» занимается выстраиванием не только логистики для улучшения торговли между странами содружества, но и механизмов для обмена лучшими практиками. Так, холдинг прорабатывает с индийский стороной проект телекоммуникационного моста Россия – Иран – Индия. Эта инициатива создана для обмена информацией и передовыми знаниями. С ЮАР холдинг поддерживает постоянные контакты, происходит обмен студентами и знаниями, отметил первый замгендиректора РЖД.
Александр Соляник
СПРАВКА
Сегодня рынок стран БРИКС – один из крупнейших в мире. Суммарный ВВП стран объединения составляет 31,5% от мирового. Для сравнения, ВВП государств «Большой семёрки» – 30,7%. Председатель правления Корпорации промышленного развития Южной Африки Бузизиве Мабуца говорит, что рынок БРИКС – это 1,3 млрд человек, поэтому один из приоритетов сейчас, считает он, высвобождение возможностей потенциала рынка и обеспечение свободной торговли.