На Петербургском международном экономическом форуме одной из ключевых тем стало развитие экономического сотрудничества России и Китая. Бизнес-диалог «Россия – Китай» собрал представителей правительств, бизнеса и транспортно-логистического рынка двух стран.
Напомним, в начале года главы России и Китая подписали совместное заявление о плане развития ключевых направлений экономического сотрудничества до 2030 года, в котором определили восемь приоритетных векторов развития межгосударственных отношений: увеличение торговли, выстраивание логистики, финансовая кооперация, партнёрство в промышленности, энергетике и сельском хозяйстве, снабжение минеральными ресурсами, обмен технологиями, промышленная кооперация.
Рекордный грузооборот
В 2022 году объём российско-китайской торговли установил исторический рекорд в $190,271 млрд, увеличившись на 29,3% в годовом выражении, сообщил чрезвычайный и полномочный посол КНР в России Чжан Ханьхуэй.
За первые пять месяцев 2023 года торговый оборот России и КНР вырос на 40,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $93,8 млрд.
Сотрудничество России и Китая в сфере инфраструктуры открыло новую страницу в отношениях двух стран, подчеркнул в ходе выступления министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. «Новое качество российско-китайского сотрудничества на Дальнем Востоке можно отсчитывать с первым миллионом тонн грузов, которые прошли по этому долгожданному мосту Нижнеленинское – Тунцзян», – заявил он.
Алексей Чекунков также отметил запуск движения по первому автомобильному мосту Благовещенск – Хэйхэ и увеличение экспорта зерна в КНР посредством нового сухопутного зернового коридора Россия – Китай, находящегося в Забайкальском крае. По его словам, данные проекты позволили нарастить грузовой оборот между двумя странами.
Отметим, что Китай, в свою очередь, в мае стал использовать морской порт Владивосток в качестве транзитного для товаров внутренней торговли.
Китайские партнёры видят устойчивую динамику торгового товарообмена с Россией, а также потенциал для его наращивания.
«В структуре торговли между Китаем и Россией важную роль играет энергетика – это краеугольный камень. Также важное место занимает рост поставок угля, природного газа, сельского хозяйства, аграрной продукции», – поделился Чжан Ханьхуэй.
Развитие логистики
Председатель совета директоров Транспортной группы FESCO Андрей Северилов в ходе выступления на сессии рассказал о работе компании на китайском направлении и о планах Группы по развитию внешнеторговых маршрутов и интермодальных сервисов.
«Мы активно развиваем интермодальные сервисы, для этого наращиваем мощности Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) – лидера по контейнерообороту на Дальнем Востоке России», – отметил Андрей Северилов.
Отметим, что морская линия FESCO China Express соединяет ПАО «ВМТП» с 10 китайскими портами. Сервис обслуживает шесть судов общей контейнерной вместимостью 10 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера).
По словам Андрея Северилова, идёт расширение географии железнодорожных прямых сервисов из Китая в Россию через Казахстан, взаимодействие с рядом провинций. «Для возрастающих объёмов перевозок Группа расширяет сотрудничество с китайскими компаниями в части совместного участия в строительстве новых распределительных центров, терминалов», – подчеркнул он.
Отметим, что в марте FESCO в рамках развития внешнеторговых маршрутов по Deep Sea запустила первую российскую морскую контейнерную линию между портами Китая и Санкт-Петербургом. «На линии задействовано два судна, до конца текущего года мы планируем приобрести ещё порядка трёх-четырёх контейнеровозов», – уточнил Андрей Северилов.
Кроме того, с июля компания возобновит работу собственной линии с увеличенной вместимостью до трёх судов из китайских портов Яньтай и Тяньцзинь на Певек с учётом начала арктической навигации.
Векторы развития
Двустороннее сотрудничество непрерывно выявляет новые точки роста, подчеркнул Алексей Чекунков. Торгово-экономическое сотрудничество стабильно продвигается и от традиционных сфер – освоения энергетических, лесных и сельскохозяйственных ресурсов – распространяется на множество новых отраслей, таких как автомобили, бытовая техника, переработка продуктов питания.
Так, в рамках ПМЭФ-2023 российская ГК «Новый сухопутный зерновой коридор» подписала соглашение о торговле и инвестициях с китайской компанией «Чжунчэнтун Интернейшнл Инвестмент» на общую сумму около 2 трлн руб.
В 2023 году растёт взаимодействие РФ и Китая в таких сферах, как информационные технологии, трансграничная электронная торговля, цифровая экономика, биофармацевтика. Алексей Чекунков также подчеркнул важную роль наращивания туристических, культурных и гуманитарных связей между государствами. Так, взаимодействие на этом направлении, взаимная поддержка и развитие великих культур Китая и России, развитие креативных индустрий – кинематографа, новых технологий, киберспорта – придадут новое качество взаимодействию стран.
«Мы приглашаем китайских друзей к участию в важнейших проектах, таких как строительство города – спутника Владивостока, реализация планов по созданию новых университетских связей, научных центров, развитие Северного морского пути и новых туристических сервисов для граждан КНР и туристов со всего мира», – подчеркнул Алексей Чекунков.
По мнению директора по развитию зарубежной сети Российского экспортного центра (ВЭБ.РФ) Дмитрия Прохоренко, российским и китайским компаниям не хватает простых знаний по прямой коммуникации друг с другом. Он сообщил, что в октябре в Москве состоится Международный экспортный форум «Сделано в России», где будут обсуждаться важные вопросы экспорта, в том числе и развитие российско-китайских отношений.
Ольга Шелкова