Концепция охраны
Андрей Лисицын
Андрей Лисицын
начальник Департамента экологии и техносферной безопасности

Концепция охраны

Человек труда – в центре внимания работодателя
В ОАО «РЖД» сформирована система управления безопасностью производственных процессов. Эффективность этой системы достигается в результате использования безопасных технологий и оборудования, индивидуальных средств защиты. Надо отметить, что культура безопасности встроена в деятельность всех подразделений компании.
От руководства компании требуется ставить цели, быть лидерами в их достижении, управлять рисками и при этом пропагандировать приоритет охраны труда над производственными вопросами. Весь персонал компании, каждый работник должен иметь соответствущие компетенции, быть ответственным за соблюдение техники безопасности на рабочем месте и при этом вовлечённым в общую задачу холдинга – стремлению к нулевому травматизму. Наконец, производственный процесс должен быть технологичным, с использованием современного и безопасного оборудования.
В 2019 году правлением компании была одобрена новая политика в области охраны труда, окружающей среды и промышленной безопасности. В документе сказано: «ОАО «РЖД» считает охрану труда и окружающей среды, промышленную и пожарную безопасность неотъемлемым элементом своей деятельности и одним из своих долгосрочных приоритетов. Никакие соображения экономического, технического или иного характера не могут быть приняты во внимание, если они противоречат требованиям к обеспечению безопасности работников компании, населения и экологии».
В ОАО «РЖД» развивается система управления охраной труда (СУОТ). Она включает в себя нормативные и правовые акты компании (более 250 нормативных и организационно-методических актов по охране труда верхнего уровня) и, кроме того, подразумевает обучение персонала. Это не только привычные методы обучения, но формат оценочных сессий для руководителей среднего звена.



Программа проведения оценочных сессий направлена на повышение уровня знаний и выработку навыка принятия эффективных безопасных решений. Так, в прошлом году в компании были проведены 124 оценочные сессии, которые позволили проверить уровень компетенций 2,5 тыс. руководителей среднего звена. Навыки модераторов оценочных сессий получили 307 специалистов.
На сети дорог действуют вагоны охраны труда. Начальники этих вагонов оказывают методическую помощь при обучении работников и ведут профилактическую работу по охране труда в линейных подразделениях филиалов ОАО «РЖД».
Составной частью СУОТ является создание безопасных условий труда и быта работников. По итогам прошлого года в компании улучшены условия более чем на 43 тыс. рабочих мест.
Важное значение в СУОТ имеет институт уполномоченных по охране труда, они способствуют принятию работодателем мер профилактики производственного травматизма. В 2022 году из 13 тыс. уполномоченных по охране труда в коллективах были отмечены премией более 6,7 тыс., а 49 из них присвоено звание «Лучший уполномоченный по охране труда».
Как сообщили «Пульту управления» в Департаменте экологии и техносферной безопасности (ЦБТ), на мероприятия по улучшению условий и охраны труда компания направляет не менее 0,7% от общих годовых затрат ОАО «РЖД» по основным видам деятельности (без учёта затрат на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, медосмотры), что превышает показатель, установленный в Трудовом кодексе РФ, в 0,2% от общих годовых затрат.
Не секрет, что наиболее частой причиной травмирования является человеческий фактор. В связи с этим в холдинге ведётся большая работа по профилактике травматизма. Какими методами пользуются в ЦБТ, «Пульт управления» выяснил у Андрея Лисицына, начальника Департамента экологии и техносферной безопасности.

– В холдинге «РЖД» работает система оценки профессиональных рисков. Расскажите, как построена эта работа?
– Риск-ориентированный подход внедрён во всех подразделениях производственного блока «Российских железных дорог». В компании разработаны стандарт организации «Система управления охраной труда. Профессиональные риски. Общие положения» и «Методика анализа и оценки профессиональных рисков работников ОАО «РЖД».
Также разработана Автоматизированная система управления профессиональными рисками (АС ПР), в которую интегрирована методика по формированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда на основе оценки профессиональных рисков.
Система управления профессиональными рисками основывается на принципах превентивности и постоянного улучшения и имеет многоуровневую структуру, охватывающую всю компанию. С помощью АС ПР делаются расчёты по оценке уровня профессиональных рисков и формируются мероприятия по их снижению.
Могу отметить, что за последние пять лет (с 2018 по 2022 год) снизились показатели производственного травматизма и, соответственно, коэффициента его частоты: общего – на 26,7%, тяжёлого – на 31,5% и смертельного – на 28,5% (коэффициент частоты общего снижен на 23%, смертельного – на 21%).
Целенаправленная работа по приведению рабочих мест с вредными условиями труда к требованиям норм охраны труда позволила снизить их количество на 9,5%. Уделяем внимание созданию комфортных условий для работников, в том числе учитываем потребности в санитарно-бытовых помещениях.
Всё это вместе – система оценки и контроля, а также проводимые мероприятия – позволяет улучшить условия труда работников и сделать их более безопасными.

– В марте этого года введён мобильный модуль КСОТ-П «Навигатора безопасности» с функцией обратной связи. Можете поделиться результатами – какие замечания поступают от работников и как быстро они решаются?
– Да, для более активного вовлечения сотрудников всех уровней в работу по выявлению нарушений в вопросах охраны труда в холдинге в рамках работы по цифровой трансформации операционных систем разработан «Навигатор безопасности». С 27 января 2023 года запустили мобильный модуль КСОТ-П «Навигатора безопасности» в пилотную эксплуатацию на полигоне Октябрьской железной дороги. С его помощью начали автоматизированный сбор несоответствий по охране труда.
Замечания, выявленные работниками, поступают руководителю в момент регистрации с оповещением на электронную почту (или личную, или корпоративную), после чего руководитель цеха/участка принимает решение – выполняет/устраняет сам или передаёт на вышестоящий уровень при необходимости выделения дополнительных временных, материальных и (или) финансовых затрат либо для принятия решения о передаче структурному подразделению (смежному) другого филиала.
Характер поступаемых замечаний широкий – от приведения к нормативу территории до ремонта зданий. Всего за весь период зафиксировано 416 нарушений, из них устранено 266. В работе находятся 123 замечания; неподтверждённых – 27 (замечания, которые были внесены в начале проекта без привязки к рабочему месту в тестовом режиме).
К мобильному модулю сейчас подключены 72 работника. Создан чат для поддержки по работе в функционале МРМ КСОТ-П, в котором участвуют 56 сотрудников. А для ввода замечания с мобильного телефона подключены 48 человек.
По предварительным результатам пилотной эксплуатации можно отметить, что программный продукт служит эффективным инструментом для внесения выявленных замечаний по вопросам охраны и условий труда, а также для оперативного устранения нарушений. Благодаря этому работники могут получить обратную связь о реакции на поступившие замечания.

Беседовала Надежда Кожухова
Эпидемия современности

Выгорание сотрудников разрушает позитивный микроклимат в команде

Рубрики: Охрана труда
Лидеры безопасности
Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности,

В ОАО «РЖД» уделяют особое внимание охране труда

Рубрики: Охрана труда
Матрица спасения

Игровые технологии в обучении основам безопасности на производстве

Рубрики: Охрана труда
Психология безопасности
Владимир Быков, главный инженер Дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог ОАО «РЖД»,

Задача руководителя – подобрать оптимальный способ сохранения здоровья работников

Рубрики: Охрана труда
Ноль травм – это цель
Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД»,

Охрана труда в ОАО «РЖД»

Рубрики: Охрана труда

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru