Санкт-Петербург стал ближе к реализации проекта «Городская электричка» – в конце мая на одном из самых напряжённых участков балтийского направления Октябрьской железной дороги Ораниенбаум – Санкт-Петербург запущено тактовое движение пригородных поездов. Теперь в самое востребованное у пассажиров утреннее и вечернее время поезда на участке ходят с интервалом всего в пятнадцать минут.
Комплексный подход
Санкт-Петербургская агломерация – вторая по численности населения в России после Московской. В её границах проживают и постоянно работают порядка 6 млн 710 тыс. человек. Транспортные связи внутри агломерации обеспечиваются главным образом пригородными электропоездами, автобусами, метро.
Развитие Санкт-Петербургского транспортного узла предполагает комплексный подход и одновременное улучшение улично-дорожной сети, наземного общественного транспорта, а также железнодорожного сообщения.
Напомним, ОАО «РЖД» совместно с властями Санкт-Петербурга и Ленинградской области реализует «Концепцию по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле».
Документ предполагает, в частности, вывод транзитного грузового движения за пределы города, увеличение размеров движения пригородных поездов, реконструкцию вокзалов, платформ, а также создание двух маршрутов городской электрички – в виде полуколец.
Движение в такт
Для того чтобы железнодорожный транспорт был востребован у горожан, важно сокращать интервалы движения электричек. Это значительно повышает привлекательность железнодорожного транспорта и снижает нагрузку на улично-дорожную сеть.
«Преимущества железнодорожного транспорта – это надёжность, экологичность, комфортность. Удобно, когда поезда идут не по расписанию, а по интервалу», – сказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД», генеральный директор АО «Скоростные магистрали» Олег Тони, выступая перед студентами Российского университета транспорта (МИИТ) в апреле этого года.
В Санкт-Петербурге в декабре прошлого года впервые тактовое движение электропоездов запустили с Витебского вокзала до Павловска в утренние и вечерние часы пик. Маршрут был выбран для пилотного проекта в связи с активным трафиком пассажиров, привлекательностью Павловска с точки зрения туризма. А массовая застройка в Пушкинском районе в перспективе значительно увеличит пассажиропоток.
С 22 мая тактовое движение запущено ещё на одном участке ОЖД – в часы пик в дополнение к существующему графику по рабочим дням из Ораниенбаума в Санкт-Петербург и обратно начали курсировать ещё три пригородных поезда.
«Мы продолжаем сотрудничество с правительством города по развитию пригородных перевозок в Санкт-Петербургском транспортном узле. Очередным направлением для запуска тактового движения стало Ораниенбаум – Санкт-Петербург. Ранее реализованный проект тактового движения до Павловска показал свою эффективность, поэтому мы приняли решение развивать его на других направлениях», – рассказал начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин.
Пассажиропоток между Петербургом и Ораниенбаумом последние годы показывает стабильный рост. В 2022 году по маршруту было перевезено более 9,4 млн пассажиров, что почти на 20% больше, чем годом ранее.
«Пассажиропоток в большей степени составляет рабочее население. Электричка для пассажиров – это быстрый способ добраться от дома до работы и обратно, наша задача – улучшить условия этой поездки. Теперь это станет ещё удобнее, ведь электропоезда будут курсировать каждые 15 минут, как в утренние часы пик, так и в вечерние. При этом поездка на электричке из Ораниенбаума до центра Петербурга составит менее часа, а из Петергофа – примерно 40 минут без пробок», – добавил генеральный директор АО «СЗППК» Артём Мирон.
По мнению председателя Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Валентина Енокаева, эффективная работа городской транспортной системы напрямую зависит от формирования и функционирования единой развитой маршрутной сети всех видов общественного транспорта, включая железнодорожный.
«Поэтому развитие Санкт-Петербургского транспортного узла в части пригородных перевозок – одно из приоритетных направлений в нашей текущей работе», – сообщил он.
По словам Олега Тони, в зоне влияния проектов реконструкции двух крупнейших в стране транспортных узлов – Московского (в первую очередь это проекты МЦК, МЦД) и Санкт-Петербургского – проживают и работают более 50 млн россиян.
Виталий Маслюк
СПРАВКА
ОАО «РЖД» совместно с регионами развивает проект «Городская электричка» с 2012 года. На сегодняшний день внутригородское железнодорожное сообщение организовано в Москве, Красноярске, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Калининграде, Тюмени, Тамбове, Уфе, Ростове-на-Дону, Воронеже, Белгороде, Сочи, Волгограде, Краснодаре, Новосибирске и Астрахани. Ещё порядка 20 регионов проявляют большую заинтересованность в этом проекте и ведут подготовительные работы, среди них Краснодарский и Пермский края, Республика Татарстан.
В 2022 году появились новые маршруты внутри агломераций Астрахани, Новокузнецка, запущено тактовое движение из Санкт-Петербурга в Павловск, увеличены размеры движения по маршруту Дальнее – Южно-Сахалинск.
Предпосылкой развития городских перевозок является запуск сквозных маршрутов, проходящих через центральные вокзалы в Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Ярославле, Саратове, Екатеринбурге, Новосибирске, Омске, Иркутске. В этом году планируется приобрести 220 вагонов электропоездов, часть которых будет задействована на городских железнодорожных маршрутах.