Отечественные производители товаров заключают всё большее количество контрактов с партнёрами из Индии, Ирана, стран Персидского залива и Азиатско-Тихоокеанского региона. В условиях переориентации грузовых потоков на новые рынки стратегическую важность для экономики страны приобрело развитие международного транспортного коридора (МТК) Север – Юг.
Для увеличения грузопотока по этому направлению Правительство РФ и частный бизнес наращивают инвестиции в строительство инфраструктуры и покупку активов.
Стратегическое направление
Первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов во время своего выступления на XIV Международном экономическом форуме «Россия – исламский мир: KazanForum» отметил важность транспортного коридора Север – Юг: «Он является составной частью процесса становления многополярного мира, глубинной, фундаментальной тенденцией переноса экономической активности на юг и юго-восток. Это перспективное направление, которое будет развиваться и в будущем».
По словам заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина, развитие транзитных маршрутов на направлениях Каспийского региона, Южной и Юго-Восточной Азии, стран Персидского залива является приоритетом для Российской Федерации. «Мы считаем, что к 2025 году грузооборот в этом направлении должен вырасти в два раза – не менее чем до 30 млн тонн, а к 2030 году – до 35 млн тонн. Это на 155% больше по отношению к 2021 году», – отметил он на форуме в Казани.
В настоящее время Правительство РФ ведёт работу по реализации дорожной карты развития МТК Север – Юг, а общий объём инвестиций в период до 2030 года составит около 250–280 млрд руб.
В ходе транспортно-логистической конференции «PRO//Движение.Поволжье», прошедшей 24 мая в ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило отметил, что в этом году объёмы перевозки грузов по всем трём направлениям МТК Север –Юг увеличились в полтора раза в сравнении с уровнем прошлого года, до 3,2 млн тонн. «Цифры абсолютно рекордные. Мы никогда столько не возили», – отметил он.
В объёмах это, может быть, пока не так много, но важна динамика, в том числе и увеличения номенклатуры грузов, перевозимых по этим трём веткам, добавил Алексей Шило.
Пункты пропуска
Для ускорения транзита, экспорта и импорта грузов с учётом развития международных транспортных коридоров, в том числе Север – Юг, важное значение имеет модернизация пунктов пропуска.
Так, для развития МТК Север – Юг на территории России ОАО «РЖД» планирует строительство новой станции Самур-2 (Северо-Кавказская железная дорога) с пунктом пропуска в непосредственной близости от российско-азербайджанской границы.
24 мая состоялась рабочая встреча начальника СКЖД Сергея Задорина и главы Республики Дагестан Сергея Меликова, в ходе которой обсуждался вопрос перевода приграничного участка Дербент – Самур на систему тяги переменного тока и модернизация железнодорожного пункта пропуска Дербент в рамках развития инфраструктуры западного маршрута МТК Север – Юг.
В I квартале текущего года через этот пограничный переход проследовало более 2,2 млн тонн грузов и 10,3 тыс. контейнеров ДФЭ, что, соответственно, почти вдвое и в четыре раза больше, чем за аналогичный период 2022 года.
Станция Самур-2 станет стыковым пунктом на западной ветке МТК Север – Юг и будет оснащена современным оборудованием, отвечающим международным стандартам. Реализация проекта к концу 2025 года позволит достичь провозной способности 15 млн тонн грузов в год.
Станция Самур-2 возьмёт на себя функции железнодорожного пункта пропуска через госграницу РФ. Проведение грузовых операций, связанных с погрузкой и выгрузкой, на станции не предполагается, поэтому проектировщики закладывают создание инфраструктуры и техническое оснащение станции только для быстрой и качественной, максимально автоматизированной обработки поездов.
Согласно проекту предусматривается установка в южной и северной горловинах станции Самур-2 интегрированного поста диагностики подвижного состава и взвешивающего оборудования, в южной горловине – стационарного инспекционно-досмотрового комплекса для таможенного контроля прибывающих с азербайджанской стороны грузовых поездов.
Дополнительно во входных горловинах станции будут установлены системы видеонаблюдения и досмотра вагонов в составе поезда, включая подвагоннное пространство.
Строительство дороги в Иране
В середине мая состоялось подписание межправительственного соглашения между Ираном и РФ о сотрудничестве по строительству железной дороги Решт – Астара. Это недостающий участок железной дороги западной ветки коридора Север – Юг протяжённостью 170 км. Согласно документу, стороны будут совместно финансировать проектирование, строительство, а также поставки товаров и услуг. Предположительный срок строительства нового участка – не менее трёх лет. Отсутствующий железнодорожный участок позволит соединить линии, расположенные на западной ветке коридора Север – Юг.
«В соответствии с соглашением строительство должно составить четыре года. Уже идёт проектирование, геологоразведка. И мы планируем, что в III квартале 2027 года или к концу 2027 года полностью все работы должны быть завершены», – сообщил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов.
Россия выделит межгосударственный кредит на 1,3 млрд евро для строительства железнодорожной ветки Решт – Астара, сообщил журналистам в Тегеране вице-премьер Александр Новак. Общая стоимость проекта, по его словам, составляет 1,6 млрд евро.
«Введение в эксплуатацию участка железной дороги позволит усилить связь с грузопотребляющими центрами Ирана, логистической сетью и портами перевалки стран Персидского залива, снизить транзитное время перевозки грузов по МТК в Индию более чем в два раза, способствуя общему росту товарооборота и экспорта транспортных услуг», – считает директор по комплексным транспортным проектам Центра экономики инфраструктуры Кирилл Тюленев.
Источник инвестиций
Российские власти понимают необходимость привлечения сегмента частного бизнеса к реализации строительства инфраструктуры коридора. Об этом свидетельствует поручение президента, в котором сказано, что до 1 июня Правительство РФ совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей должны принять меры по привлечению средств частных инвесторов для реализации проектов по строительству отдельных объектов МТК Север – Юг.
По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, частные инвесторы готовы вкладывать средства при условии реальных сроков окупаемости, гарантии возврата и сохранения средств, также им может потребоваться софинансирование со стороны государства. «Им требуются конкретные проекты, инвестирование «вообще» их вряд ли заинтересует», – считает он.
При этом эксперт отметил, что в качестве инвесторов могут выступить компании самых разных отраслей, важно соблюсти вышеназванные условия. Например, строительство каких-либо энергетических объектов могут профинансировать энергетики, а строительство складских объектов – логистические или транспортные компании.
Группа компаний «Дело» совместно с партнёрами из стран Персидского залива уже рассматривают возможность строительства новой железной дороги с шириной колеи 1520 мм от азербайджано-иранской границы до иранского порта Бендер-Аббас.
По словам председателя совета директоров ГК «Дело» Сергея Шишкарёва, специалисты Группы компаний уже провели «предметные переговоры» с компаниями из Ирана, Омана, Катара и ОАЭ, которые готовы стать участниками возможного консорциума по строительству и эксплуатации новой железной дороги на условиях концессии. «Мы видим, что широкая колея, которая могла бы пройти параллельно участку Решт – Астара и дальше с выходом на порты Персидского залива, – окупаемый проект», – заявил Сергей Шишкарёв.
По предварительным оценкам, инвестиции в проект составят 18,5 млрд евро. При этом доходы от эксплуатации дороги за 40 лет после строительства в виде налоговых поступлений в бюджеты стран – участников консорциума составят 20 млрд евро, и ещё 70 млрд евро – дополнительные прямые и косвенные доходы участников проекта.
По экспертным оценкам ГК «Дело», объём перевозок по МТК Север – Юг может достичь 60 млн тонн в год к 2030 году и 100 млн тонн к 2050 году. Объём контейнерных отправок – 1 млн ДФЭ и порядка 2 млн ДФЭ соответственно.
Морская составляющая также необходима
Для полноценного функционирования МТК и увеличения объёмов грузопотока по коридору Север – Юг необходимо наличие флота и портовой инфраструктуры в Каспийском бассейне.
«Важной представляется необходимость формирования флота в Индийском океане для обеспечения морского плеча коридора и развитие инфраструктуры на Каспии», – сказал на полях форума председатель Совета директоров FESCO Андрей Северилов.
При этом он обратил внимание участников форума на сложности, с которыми в настоящее время сопряжена покупка новых судов. Тем не менее важной составляющей компания видит формирование собственного флота на Каспии.
Компания FESCO также планирует построить в Казани мультимодальный логистический комплекс, который станет хабом для консолидации грузов на пути в Иран.
В особой экономической зоне «Лотос», расположенной в Астраханской области, граничащей со странами Каспийского бассейна, в 40 км от Астрахани, на пересечении МТК Север – Юг начинаются масштабные работы по строительству инфраструктуры.
«Мы приступаем к главному этапу обустройства территории 8-го и 9-го причалов порта Оля – строительству инфраструктуры на площади около 16 га. Прошли все необходимые конкурсные процедуры, заключён контракт с подрядчиком», – сказал генеральный директор АО «ОЭЗ «Лотос» Сергей Милушкин, выступая на KazanForum.
Согласно договору с ООО «Нагваль Стройтех» будут построены открытые площадки для перевалки контейнеров и генеральных грузов, закрытый склад для комплектования контейнеров сборными грузами, административное здание управления портов, подкрановые пути, подъездная автомобильная дорога, а также необходимая инфраструктура для функционирования порта. Плановый запуск объектов в эксплуатацию – 2024 год. Стоимость – более 1,9 млрд руб., деньги на их строительство выделены из федерального бюджета. Расчётный грузооборот по генеральным грузам с вводом этих причалов составит более 1 млн тонн в год, по контейнерным грузам – 53 тыс. контейнеров в год.
Первая очередь портовой ОЭЗ будет представлять современный терминал для приёма контейнерных и генеральных грузов, а также масляный и зерновой терминалы. Общая мощность – около 3 млн тонн грузов в год. Инвестиции резидентов в первый этап составят более 3 млрд руб.
Вторая очередь предполагает строительство нового грузового порта в районе ильменя Забурунный с созданием порядка 18 причалов. Общая сумма заявленных инвестиций действующих резидентов портовой ОЭЗ на реализацию проектов первого и второго этапов составляет 29 млрд руб.
Детали сотрудничества
Иран также намерен участвовать в «морской» программе. Главы России и Ирана договорились о создании совместного предприятия для приобретения и строительства судов, а также для организации транспортировки грузов по МТК Север – Юг. На этой основе подписано соглашение между иранской стороной и конвергенционным клубом МТК Север – Юг о строительстве и приобретении 20 судов.
В соответствии с соглашением будет разработан план по обеспечению портов грузами с использованием ресурсов и возможностей сторон для выполнения комбинированной перевозки, а также строительства судов.
Вице-премьер РФ Александр Новак в мае в ходе своего визита в Тегеран говорил: «Мы обсуждали эти вопросы (взаиморасчётов. – Ред.) очень подробно сегодня, был и Минфин, и Центральный банк с нашей стороны и со стороны иранских коллег. Могу сказать, что у нас уже порядка 80% взаиморасчётов идут в национальных валютах: в риалах и в рублях. Рассматривали также валюты других стран, в том числе юань, это одно из направлений, которое в будущем может стать расчётной единицей».
Между тем в мае в Иране открылось представительство ВТБ. Это первый российский банк, открывший представительство в Иране. У ВТБ есть филиалы в Индии и Китае, а также ряд дочерних банков за рубежом, в том числе в Армении, Азербайджане, Казахстане, Белоруссии. Эти страны также заинтересованы в увеличении объёмов грузопотока по коридору Север – Юг.
Сергей Волков