В России реализуется уникальный проект по реновации городов Дальнего Востока. Цель – сделать их центрами притяжения людей, ресурсов и капитала. Осуществить масштабные планы невозможно без развития железных дорог и железнодорожной инфраструктуры.
Планировка территорий
На сегодняшний день проект реновации дальневосточных городов предполагает создание 25 мастер-планов городов. «На цели реализации мастер-планов предусмотрены дополнительные лимиты финансирования: 5 млрд руб. в год на благоустройство городов и 100 млрд руб. как отдельный дальневосточный лимит в программу инфраструктурных бюджетных кредитов на 2023–2024 годы», – отметил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков во время итогового заседания коллегии ведомства 19 мая.
По его словам, подъём Дальнего Востока – это национальный приоритет на весь XXI век.
В марте президент России Владимир Путин провёл совещание по развитию городов Дальнего Востока. В ходе мероприятия главе государства были представлены мастер-планы Читы, Южно-Сахалинской и Улан-Удэнской агломераций, а также двух столиц БАМа – Тынды и Северобайкальска («Пульт управления» писал об этом в № 89).
«Если взять последние 10 лет, то за это время мы добились заметных результатов в рамках развития экономики, инфраструктуры и социальной сферы Дальнего Востока. Вместе с тем предстоит приложить серьёзные усилия, чтобы кардинально повысить качество жизни людей в дальневосточных регионах, создать комфортную и безопасную городскую среду, решить инфраструктурные, экологические проблемы, придать дополнительный импульс деловым инициативам, открыть новые возможности и перспективы для образования, трудоустройства и самореализации граждан», – сказал тогда глава государства.
Итогом совещания стало 51 поручение Владимира Путина. Они были опубликованы 5 мая. В реализации части из них примет участие ОАО «РЖД».
Так, совместно с Минэкономразвития, Федеральной корпорацией по поддержке малого и среднего предпринимательства предстоит разработать корпоративные программы по развитию малого и среднего предпринимательства в городах, расположенных в зоне БАМа.
Кроме того, в связи с необходимостью увеличения пропускной способности Восточного полигона нужно будет разместить предприятия сервисного обслуживания Байкало-Амурской магистрали, включая узловые мультимодальные транспортно-логистические площадки, в городских округах Северобайкальск и Тында.
Ускорение на отдельных участках
Сразу несколько поручений президента связано со строительством и реконструкцией железнодорожной инфраструктуры. Так, предстоит обеспечить внесение в российское законодательство изменений для обеспечения возможности строительства и эксплуатации специальных устройств (грузовых конвейерных, канатных, рельсовых на магнитной тяге) для транспортировки грузов через государственную границу РФ.
Будут синхронизированы сроки строительства железнодорожной ветки Чойбалсан – Бичигт (Монголия) со сроками развития железнодорожной станции Соловьёвск и железнодорожного пункта пропуска через государственную границу Соловьёвск.
Также государство заинтересовано в ускорении реконструкции железнодорожной станции Забайкальск. Станция является крупнейшим по объёму железнодорожных перевозок пунктом пропуска между Россией и Китаем. На станции работает несколько приёмо-отправочных парков, что позволяет производить работу с грузовыми, пассажирскими поездами, а также перестановку вагонов с колеи 1435 мм на колею 1520 мм и обратно.
ОАО «РЖД» последовательно занимается развитием этого транспортного узла. В конце прошлого года была завершена первая очередь проекта развития станции Забайкальск. Тогда был открыт обновлённый приёмо-отправочный парк. В нём железнодорожники удлинили приёмо-отправочные пути китайской колеи 1435 мм, провели укладку 24 стрелочных переводов, построили соединительные пути с контейнерным терминалом.
«Станция и железнодорожный пограничный пункт пропуска Забайкальск вместе с терминалами по обработке поездопотоков представляют собой уникальный транспортный узел. Целевая задача развития Забайкальска состоит не только в снятии ограничений, но и в создании достаточных резервов провозной и пропускной способности», – говорил ранее генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.
Проект развития станции позволил существенно увеличить пропускные способности трёх станционных парков. Была выполнена реконструкция парка погранично-таможенного контроля, реконструирован пункт перестановки вагонов, построена сортировочная система узкой колеи. Также на станции построены складские помещения, крытые платформы для погрузочных работ, котельная и другие объекты. На сегодняшний день общий объём вложений составляет более 18 млрд руб.
Привести в движение
Развитие любого города невозможно без развития транспорта, дорожно-уличной сети. Сразу несколько поручений главы государства касаются этого. Так, предполагается строительство в Северобайкальске надземного пешеходного перехода над железнодорожными путями от Ленинградского проспекта до Пляжного проезда. В Чите и в границах Улан-Удинской агломерации предстоит построить путепроводы через железнодорожные пути.
«В части проблем с транспортом и пробками на дорогах одной из основных причин является разделение города – у нас две реки и две железнодорожные магистрали в городе. При этом всего два путепровода через Транссиб. Мы ездим через переезды с обычными шлагбаумами. Соответственно, город стоит. Решение – безусловно, строительство путепроводов, в мастер-плане они предусмотрены», – рассказал глава Республики Бурятия Алексей Цыденов.
Одно из поручений Владимира Путина касается развития рельсового транспорта Южно-Сахалинской агломерации. ОАО «РЖД» совместно с Сахалинской областью уже прорабатывают вопрос реализации проекта «Городская электричка». Так, в прошлом году с участием РЖД были созданы два транспортно-пересадочных узла (Привокзальный и Алые Розы). Кроме того, было увеличено количество рейсов пригородных поездов по маршруту Южно-Сахалинск – Дальнее-1 – Южно-Сахалинск с четырёх до 12. В результате пассажиропоток на этом направлении вырос более чем в три раза.
«В перспективе за счёт создания шести транспортно-пересадочных узлов и 18 станций на пути от места проживания до новых точек роста мы сможем нарастить объёмы перевозок в несколько раз. Эффект развития железной дороги особенно масштабно проявится в черте Южно-Сахалинска. Она не только свяжет ключевые инвестиционные проекты, но и будет способствовать развитию прилегающих территорий в интересах населения и бизнеса», – считает губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
Виталий Маслюк