Полезные связи

Полезные связи

Как отраслевые вузы выстраивают научное сотрудничество
Научное сотрудничество – один из важнейших показателей эффективности деятельности университетов. Оно способствует развитию новых, в том числе междисциплинарных, направлений исследований, решению отраслевых задач, формированию культуры коммерциализации и трансфера технологий. Транспортные вузы, активно занимающиеся исследовательской работой в интересах отрасли, поддерживают партнёрские отношения с различными научными центрами и организациями.

Среди ключевых партнёров отраслевых университетов – Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (АО «ВНИИЖТ»). Вузы и научные учреждения НИИ сотрудничают в области учебной, научно-инновационной и исследовательской деятельности, а также в части повышения качества подготовки и переподготовки кадров. Студенты проходят производственную практику во ВНИИЖТе, а также пишут курсовые и дипломные работы при участии сотрудников института.

Железнодорожные вузы могут использовать испытательный полигон предприятия для проведения научно-исследовательских работ, вузовские учёные и преподаватели привлекаются для совместной работы над актуальными отраслевыми проектами. Так, например, Российский университет транспорта (МИИТ), Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) и ВНИИЖТ в своё время проводили совместные полигонные испытания инновационной конструкции безбалластного пути для высокоскоростного движения. Работа в этом направлении продолжается.

Научно-образовательная деятельность ведётся и по другим направлениям. Например, в настоящее время организована работа по проведению комплексных исследований в системе «колесо – рельс». Их проводят исследователи из ОАО «РЖД», АО «ВНИИЖТ», ПГУПСа, Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) и ряда других научных и образовательных организаций. Ввод в опытную эксплуатацию предиктивной модели жизненного цикла пути запланирован на сентябрь 2023 года.



Также железнодорожные вузы поддерживают партнёрские отношения с АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (НИИАС). В прошлом году было заключено соглашение о сотрудничестве между АО «НИИАС» и Уральским государственным университетом путей сообщения (УрГУПС). Документ подписали генеральный директор НИИАСа Александр Долгий и ректор УрГУПСа Александр Галкин. Стороны выразили готовность установить и развивать на взаимовыгодной основе сотрудничество, направленное на развитие системы долгосрочных партнёрских отношений, включая трудоустройство студентов УрГУПСа, проявивших себя в учебном процессе и в ходе производственной практики. В свою очередь, вуз будет предоставлять студентам возможность принимать участие в разработках научных тем в рамках дипломного и курсового проектирования, а также распределять студентов в НИИАС для прохождения производственной и преддипломной практик и стажировок.

Ещё один важный научный партнёр отраслевых вузов – Российская академия наук (РАН). На недавней рабочей встрече с президентом РАН Геннадием Колесниковым ректор РУТ (МИИТ) Александр Климов и проректор университета Игорь Розенберг обсудили вопросы взаимодействия в области ключевых научных исследований и прикладных разработок для устойчивого развития транспортного комплекса страны.

Стороны договорились о сотрудничестве по целому ряду вопросов, в частности применению нейросетевых систем управления поведением автономных транспортных средств в недетерминированных средах (в том числе при их групповом использовании); проектированию и применению высокопроизводительных многопроцессорных вычислительных систем в системах управления транспортным комплексом; полному импортозамещению систем управления и обеспечения безопасности движения поездов; созданию новейших отечественных систем и устройств автоматики, телемеханики и связи для транспортной отрасли, систем контроля, мониторинга и управления транспортной инфраструктурой (в том числе с решением задач её защиты от влияний изменения климата и других природных явлений с применением риск-факторного анализа).

Ведущая роль в этой работе будет отведена академии «Высшая инженерная школа» РУТ (МИИТ), где ведётся работа по моделированию пассажиропотоков и развитию транспортных систем в агломерациях. Участники встречи отметили необходимость создания для всех видов транспорта единой цифровой платформы координатно-временного и навигационно-информационного обеспечения. В связи с этим принято решение образовать Научный совет РАН по проблемам транспорта при Отделении наук о Земле.

В Омском государственном университете путей сообщения ведётся совместная работа с базовыми школами РАН. «Ученики базовых школ РАН имеют возможности осваивать современные методы научных исследований; оценивать и рассчитывать достоверность, воспроизводимость и значимость полученных результатов; самостоятельно добывать новые научные знания, выдвигать и верифицировать гипотезы; проводить поисковые работы, решая задачи без заранее известного результата», – рассказали «Пульту управления» в университете.

Дальневосточный государственный университет путей сообщения в апреле этого года договорился о сотрудничестве с Хабаровским федеральным исследовательским центром Дальневосточного отделения РАН. Стороны намерены проводить совместные научно-исследовательские работы по тематикам в сфере их научных интересов, объединить усилия по разработке и реализации образовательных программ, направленных на улучшение качества обучения студентов, повышения квалификации и подготовки научно-педагогических кадров. Планируется обеспечить доступ исследователей к уникальным установкам и центрам коллективного пользования, имеющимся у сторон, для проведения совместных научных работ и подготовки кадров, а также осуществлять практическую реализацию научно-технических разработок, внедрение результатов НИОКР в отрасли народного хозяйства. По взаимному соглашению планируется создавать объединения, обеспечивающие реализацию совместных образовательных программ и научно-технических проектов.

Юлия Антич
Связанные одной целью

Отраслевые и классические вузы развивают партнёрство

Рубрики: Наука
Вектор развития

Отраслевые институты утвердили концепцию работы на десятилетие

Рубрики: Наука
По закону Архимеда

Разработки ОАО «РЖД» получили международные награды

Рубрики: Наука
Поезд уровня 2.0
Андрей Ильиных, декан факультета «Управление транспортно-технологическими комплексами» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС),

СГУПС совершенствует технологии рельсошлифования

Рубрики: Наука
Транзитная сеть
Юлия Харламова, доцент кафедры «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), доктор политических наук,

Развитие Северного морского пути будет способствовать увеличению объёмов перевозок

Рубрики: Наука

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru