Координационный совет институтов научного отраслевого комплекса (НОК) холдинга «РЖД» утвердил концепцию работы до 2033 года. Положения документа учитывают федеральные мероприятия по проведению Десятилетия науки и технологий в России.
В состав Координационного совета входят четыре отраслевых института: АО «ВНИИЖТ», АО «НИИАС», АО «ИЭРТ» и АО «ВНИКТИ». Этой весной они определили конкретные шаги и мероприятия на ближайшее десятилетие, а также на текущий год.
Ранее институтами НОК холдинга «РЖД» был подписан «Меморандум об образовании Координационного совета», цель которого – организация совместной научно-исследовательской, опытно-конструкторской, образовательной, консультационной и культурно-массовой деятельности.
«Концепция работы Координационного совета подразумевает развитие деятельности институтов НОК холдинга «РЖД» в соответствии с Десятилетием науки и технологий в России, – рассказывает учёный секретарь АО «ВНИИЖТ» Сергей Науменко. – Она охватывает шесть ключевых направлений. Это привлечение талантливой молодёжи в сферу исследований и разработок, повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки, участие и членство в профессиональных общественных и экспертных организациях. Также это формирование долгосрочной кадровой политики в железнодорожной отрасли, развитие лабораторной научно-исследовательской и испытательной базы подразделений НОК, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны».
Талантливая молодёжь
Для привлечения молодых и талантливых кадров в науку отраслевые институты развернут как профориентацию школьников, так и взаимодействие с профильными вузами. Концепция работы на десятилетие предусматривает проведение различных семинаров с учащимися школ, участие в форуме «Проектория», проекте «Билет в будущее» и конкурсе «Транспорт будущего».
Что касается взаимодействия с вузами, то среди основных мероприятий – создание инженерных школ, платформ для дополнительного обучения студентов по программам роботизации, искусственного интеллекта, Big Data и т.д.
Информирование и экспертные сообщества
Информированию о достижениях отечественной отраслевой науки будет уделяться особое внимание. Планируется развитие информационно-коммуникационных каналов, включая развитие корпоративных интернет-сайтов, создание единой цифровой среды и базы научных исследований и разработок и многое другое. Одним из важнейших источников сведений о научно-технологических достижениях НОК холдинга «РЖД» станет сайт компании.
Помимо этого будет сформирован экспертный совет в железнодорожной отрасли по научно-технологическим и инновационным направлениям развития железнодорожного транспорта. Будет проводиться общественная экспертиза инновационных проектов, а также осуществляться консультационная поддержка институтов НОК холдинга «РЖД».
Кадровая политика
Один из ключевых пунктов концепции посвящён формированию долгосрочной кадровой политики в железнодорожной отрасли.
«В рамках этого направления будет подготовлен список образовательных программ для обучения работников ОАО «РЖД» и внешнего контура отрасли по головным направлениям деятельности институтов, входящих в Координационный совет, – объясняет Сергей Науменко. – Кроме того, на базе институтов будут созданы объединённые диссертационные советы».
Работа в этом направлении позволит создать резерв штатных научных кадров, увеличить количество защит диссертаций, а также развить компетенции и научные школы НОК холдинга «РЖД».
Единый испытательный блок
Особое внимание будет уделяться и испытательной деятельности, в том числе развитию лабораторной и научно-исследовательской базы подразделений институтов, входящих в Координационный совет. Он организует общий подход к формированию реестра оборудования и программного обеспечения лабораторной базы с учётом направлений деятельности институтов.
«Это предусматривает совместное формирование заявок на закупку дорогостоящего оборудования, – отмечает Сергей Науменко. – А также совместное использование лабораторной базы для проведения испытаний на взаимовыгодных условиях».
Перспективные проекты
В концепции один из самых важных и масштабных пунктов связан с инновационным и технологическим развитием железнодорожного транспорта. Он охватывает множество направлений, включая развитие транспортно-логистических систем, создание и внедрение импортонезависимых динамических систем управления перевозочным процессом с использованием искусственного интеллекта, систем роботизации производственных процессов на станциях, разработку и внедрение перспективных технических средств, «сквозных» цифровых технологий, инновационного подвижного состава и многое другое.
«Задача по вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны охватывает 14 ключевых направлений деятельности, – рассказывает Сергей Науменко. – По ним будут сформированы перспективные проекты для реализации в ОАО «РЖД» и отрасли».
Алексей Алеев