Восемь разработок ОАО «РЖД» получили престижные награды на XXVI Московском международном cалоне изобретений и инновационных технологий «Архимед».
В этом году участниками cалона стали представители 221 организации из 27 государств и 35 регионов России. Они продемонстрировали порядка 600 инновационных проектов и изобретений. Все представленные решения прошли отбор и оценку экспертной комиссии и международного жюри. Лучшие удостоены высоких наград и призов.
«Портфель интеллектуальной собственности ОАО «РЖД» насчитывает 4343 объекта. В него входят все виды результатов интеллектуальной деятельности, которым в соответствии с законодательством может быть предоставлена правовая охрана, – рассказал исполняющий обязанности начальника Центра инновационного развития Алексей Чернуха. – По объёму портфеля ОАО «РЖД» входит в число лидеров среди акционерных обществ с государственным участием. Ежегодно его пополняют более 300 новых результатов интеллектуальной деятельности, и для участия в cалоне «Архимед» мы отобрали самые интересные инновационные решения, которые были созданы за последние два года».
Свои разработки продемонстрировали проектно-конструкторские бюро по инфраструктуре, локомотивного и вагонного хозяйства (ПКБ И, ПКБ ЦТ и ПКБ ЦВ), а также проектно-конструкторско-технологическое бюро по системам информатизации – Центр цифровых технологий (ПКТБ-ЦЦТ).
Спецприз
«На салоне «Архимед-2023» отечественные и зарубежные эксперты могли качественно оценить предложенные разработки и поощрить самые интересные. При этом для награждения рассматривались не только единичные проекты, но и в целом совокупность предложенных решений, – рассказала начальник отдела учёта и управления интеллектуальной собственностью Центра инновационного развития Ольга Шишкова. – Мы гордимся, что ОАО «РЖД» было отмечено наградой международного уровня».
Инновационные решения холдинга были поощрены специальным призом от Всемирной ассоциации изобретательства и интеллектуальной собственности WIIPA SPECIAL AWARD (WIIPA).
Кроме того, медалью WIIPA был отмечен проект РКСР «Автоматизированный комплекс сборки рельсошпальной решётки». Как отметил заместитель начальника отдела ПКБ И Алексей Клементов, в новом комплексе для монтажа и демонтажа, а также для перевода в рабочее положение рельсовых скреплений используется шарнирный робот-манипулятор с многопозиционным захватом. Это позволило добиться высокой степени автоматизации и механизации процессов, за счёт чего значительно сократить трудозатраты на сборку рельсошпальной решётки на путевых машинных станциях.
Лучшее изобретение и проект
Что касается награждения по номинациям, сразу два решения ОАО «РЖД» стали лучшим и завоевали почётные кубки.
Лучшим изобретением в интересах обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте были признаны «Комплексные решения для промежуточных шурупно-дюбельных скреплений типа ЖБР» ПКБ И.
Как отметил главный конструктор проекта ПКБ И Марат Низамиев, предложенные комбинированные решения позволяют снизить трудозатраты на выполнение работ по текущему содержанию пути на 20%, по регулировке ширины колеи до 35%, а также увеличивают жизненный срок службы дюбелей на 15% и железобетонных шпал на 30%».
Более того, применение предлагаемых решений в системе железнодорожного пути повысит безопасность движения поездов.
Кубок за лучший инновационный проект «Дистанционное обучение сотрудников ОАО «РЖД» в области социального управления получил ПКТБ-ЦЦТ.
«Наш проект имеет ряд преимуществ перед конкурентами и аналогами, – рассказал ведущий эксперт ПКТБ-ЦЦТ Алексей Рак. – В первую очередь это адаптация под сетевую архитектуру ОАО «РЖД», применение средств защиты информации и, кроме того, интеграция со смежными системами компании».
Пьедестал почёта
Помимо призов разработки ОАО «РЖД» также были награждены медалями.
«Золотом» был отмечен проект «Буксовый узел с адаптером глубокого охвата тележки грузового вагона», а «серебром» – «Приспособление для идентификации кассетных подшипников в корпусе буксы». Оба проекта разработаны ПКБ ЦВ.
«Современные технические решения в виде кассетных подшипников для грузовых вагонов предпочтительнее существующих, они значительно повышают ресурс колёсной пары, её отказоустойчивость. Однако переход на кассету требует изменений и доработки конструкции вагонной тележки. Несмотря на новый конструктив, представленное техническое решение имеет максимальную практическую ценность в соотношении цена – качество», – отметил начальник отдела механизации и сопровождения процессов ремонта и технического обслуживания ПКБ ЦВ Артур Зиятдинов.
Серебряной медалью наградили такие инновационные проекты, как «Маневрово-вывозной локомотив» ПКБ ЦТ, «Стыковой рельсовый соединитель» ПКБ И, а также «Система дистанционного обучения ОАО «РЖД» и «Карьерный портал холдинга «РЖД» ПКТБ-ЦЦТ.
«Главным преимуществом маневрово-вывозного локомотива является модульность конструкции. Блоки можно менять, благодаря чему локомотив гибко подстраивается под нужды конкретных предприятий, – рассказал инженер первой категории ПКБ ЦТ Андрей Фролков. – Более того, такой локомотив проще ремонтировать, и его можно модернизировать при изменении задач, просто заменяя его составляющие».
Другой проект – «Стыковой рельсовый соединитель» – представляет собой кардинально усовершенствованное изделие, обеспечивая надёжное прохождение сигнальных токов, а на электрифицированных участках пути также и пропуск обратного тока.
Бронзовых медалей были удостоены два проекта авторства
ПКБ И: «Автоматизированный комплекс сборки рельсошпальной решётки железнодорожного пути» и «Промежуточное рельсовое скрепление».
«Автоматизированный комплекс сборки рельсошпальной решётки железнодорожного пути разработан для применения в технологическом процессе сборки звеньев железнодорожного пути на базе путевых машинных станций ОАО «РЖД», – пояснила начальник сектора патентоведения ПКБ И Татьяна Ялфимова. – Его применение позволяет сократить как трудозатраты, так и эксплуатационные расходы».
Промежуточное рельсовое скрепление обеспечивает надёжное крепление рельсов к шпалам и сохранение постоянства параметров рельсовой колеи в широком диапазоне рабочих условий и температур. «Его применение позволяет снизить расходы на обслуживание пути и повысить срок службы рельсовых скреплений, а также безопасность железнодорожных перевозок», – отметила Татьяна Ялфимова.
Алексей Алеев