На Восточном полигоне постоянно проживают более 130 тыс. работников компании, это седьмая часть всех сотрудников. Для ряда населённых пунктов ОАО «РЖД» является градообразующим предприятием, поэтому компания уделяет особое внимание социально-экономическому развитию территорий. Работа ведётся совместно с федеральными и региональными властями.
Опорные точки
С целью развития Дальнего Востока подготовлены мастер-планы (см. справку) по развитию 25 городов, которые являются столицами и экономическими центрами регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ. Дополнительно созданы планы двух населённых пунктов – Тынды и Северобайкальска. Их называют столицами Байкало-Амурской магистрали.
Президент России Владимир Путин 14 марта на площадке Улан-Удэнского авиационного завода в режиме видеоконференции провёл совещание по вопросам реализации программы развития дальневосточных городов. Главе государства, в частности, были представлены и мастер-планы развития Тынды и Северобайкальска.
«Это важнейшие, опорные точки БАМа. Они обеспечивают надёжную работу магистрали, нагрузка на которую в последнее время, как мы все знаем, существенным образом выросла. Нужно учесть специфику этих городов, профиль их экономики. Это значит, здесь нужны дополнительные предприятия сервисного обслуживания Байкало-Амурской магистрали. Она становится более современной, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, и города соответствующим образом должны меняться. Имею в виду и современные мультимодальные логистические площадки», – отметил президент.
Он добавил, что городам БАМа требуется обновление аэропортовой инфраструктуры, замена инженерных сетей. «Нужно отремонтировать и в дальнейшем содержать в нормативном состоянии дороги, благоустроить общественные пространства. И конечно, нужно запланировать развитие сферы культуры и досуга, строить спортивные сооружения, объекты сервиса, туризма – словом, всё то, что определяет комфорт и удобство современной жизни», – подчеркнул Владимир Путин.
В совещании принял участие и генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров. Компания активно участвует в национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока, реализует корпоративные проекты, направленные на привлечение и сохранение персонала предприятий. Ряд новых проектов социальной направленности планируется реализовать к 50-летнему юбилею начала строительства БАМа, которое отмечается в 2024 году.
«За последние два года компания оказала содействие в ремонте и оснащении социальных объектов более чем в 60 населённых пунктах, расположенных вдоль БАМа. Работы будут продолжены и в текущем году», – сказал ранее Олег Белозёров.
Город меняет облик
Разработка мастер-плана Северобайкальска проводилась проектно-исследовательским центром «Картфонд» по заказу ДОМ.РФ, Правительства Бурятии и администрации Северобайкальска. Всего по мастер-плану до 2030 года должно быть реализовано 19 проектов, объём инвестиций – 26,7 млрд руб.
«Ключевая роль города – превратиться в опорный центр Западного БАМа, Восточного полигона», – подчёркивает управляющий партнёр «Картфонда» Александр Панин.
Северобайкальск отрезан от Байкала железнодорожными путями. Одна из основных задач мастер-плана – вернуть Байкал городу путём модернизации путепровода и благоустройства пешеходных маршрутов.
Документом также предусмотрена реконструкция аэропорта Нижнеангарска, расположенного в десяти минутах езды от Северобайкальска. Это позволит удвоить его пропускную способность, расширить географию полётов и типы принимаемых воздушных судов, включая Ил-114, которыми будет оснащаться единая дальневосточная компания «Аврора».
Уже сегодня северобайкальский многопрофильный техникум новых технологий служит для молодёжи БАМа одним из основных образовательных центров. Мастер-план предусматривает развитие этого образовательного центра за счёт строительства лабораторного комплекса, студенческого общежития и технопарка с мастерскими.
«Мастер-план – не просто набор рекомендаций по строительству общественных пространств. Это сложный, многосторонний комплекс мероприятий по развитию города, области или целой агломерации, увязывающий огромное количество переменных», – отметил директор по развитию городской среды ДОМ.РФ Антон Финогенов.
Маленькая Москва
Тынду изначально проектировали как уменьшенную версию Москвы с типовыми архитектурными решениями того времени. Там есть улица Арбат, Красная Пресня и кирпичные 16-этажки. Мастер-план Тынды включает 17 проектов, объём инвестиций – 23,5 млрд руб. Запланирован комплекс мероприятий по благоустройству города и повышению его привлекательности для туристов.
«В основу каждого мастер-плана ложится ярко выраженная ключевая идея. Для Тынды целевым сценарием на период до 2030 года выбран интеграционный, который предполагает создание экономики полного цикла: производственно-логистического и культурно-сервисного кластеров, объединение усилий локального бизнеса и развитие минерально-сырьевых производств Тындинского муниципального округа», – рассказала одна из разработчиков документа, руководитель аналитической группы международной урбанистической лаборатории «ЦЕНТР Lab» Мария Седлецкая.
Строительство ветки газопровода от «Силы Сибири» до Тынды позволит заместить неэкологичные и более дорогие виды топлива природным газом.
Реконструкция аэропорта позволит расширить географию полётов.
«Развитие Тынды и Северобайкальска важно не только для жителей этих двух городов, но и для обширной территории, прилегающей к БАМу на протяжении более 1 тыс. км, где в 70 притрассовых посёлках проживают ещё около 100 тыс. человек. В развитии БАМа заинтересован и российский бизнес, поэтому одновременно с модернизацией городов должны быть запущены корпоративные программы развития малого предпринимательства», – отметил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики
Алексей Чекунков.
Виталий Маслюк
СПРАВКА
Мастер-план – это эффективный инструмент стратегического планирования, который определяет приоритеты развития территории, а также учитывает социально-экономические реалии. Основой для разработки мастер-планов служат уникальные особенности и преимущества территорий, направления развития городской среды, приоритетные отрасли, в которых будут создаваться рабочие места.