Российские грузоотправители всё чаще выбирают контейнеры в качестве средства транспортировки товаров, расширяется номенклатура перевозимых в них грузов. По итогам 2022 года перевозка гружёных и порожних контейнеров по сети РЖД выросла на 0,3% и достигла 6 млн 521 тыс. TEU (двадцатифутовый контейнер) в сравнении с 6 млн 503 тыс. TEU в 2021 году. Преимущество такого вида доставки состоит в возможности быстрой перевалки и универсальности для загрузки.
Универсальная тара
Рынок контейнерных перевозок в 2022 году на сети РЖД обновил рекорд и составил 6 млн 521 тыс. TEU, что на 0,3% больше, чем годом ранее (6 млн 503 тыс. TEU). В 2022 году перевозки гружёных контейнеров приросли на 0,4%, до 4 млн 660 тыс. TEU, перевозки порожних остались на уровне 2021 года (1 млн 861 тыс. TEU), следует из данных холдинга.
В силу геополитических обстоятельств транзит упал на 21,4%, до 845,6 тыс. TEU, экспорт сократился на 3,9%, до 1 млн 505 тыс. TEU. При этом импорт контейнеров вырос на 16,7%, до 1 млн 625 тыс. TEU. Рост на 3,1%, до 2 млн 546 тыс. TEU, также показали внутренние перевозки.
На конференции «За контейнерами», состоявшейся 16 марта в Москве, заместитель генерального директора РЖД – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило сказал: «Тренд на контейнеризацию продолжается. Мы перевозим всё больше и больше наименований. Совсем недавно мы называли цифру около 3,6 тыс. наименований, сейчас эта цифра перевалила уже за 4 тыс.».
Как ранее говорил президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, на сегодняшний день нормативно-техническая база практически не содержит ограничений в номенклатурах перевозимых грузов, подбор которых может быть определён специализацией контейнера и его массогабаритными параметрами.
«Защита и удобство крепления делают контейнер универсальным способом транспортировки для многих номенклатур грузов. Именно поэтому контейнеризация стала устойчивым трендом развития перевозок и всё чаще заменяет перевозки другими видами подвижного состава», – отмечает начальник отдела эксплуатации и ремонта подвижного состава и контейнеров «РЖД Бизнес Актив» Сергей Вавилонский.
Сегодня в России действует электронная база схем и эскизов, разработанная ОАО «РЖД», для размещения и крепления грузов внутри контейнеров. База размещена в личном кабинете клиента холдинга и насчитывает свыше 95 тыс. способов крепления и размещения, рассказывал ранее начальник Управления коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ЦФТО Сергей Шадрин.
В разделе «Сервисы МТУ/НТУ» обозначены способы погрузки порядка 9 тыс. товаров. Для крепления и размещения грузов нестандартным способом, который не предусмотрен техническими условиями, грузоотправители разрабатывают отдельные схемы погрузки, добавил он.
Гендиректор «РЖД Логистики» Дмитрий Мурев отмечал, что номенклатура перевозимых грузов кратно возросла, теперь в контейнерах стало нормой перевозить генеральные (штучный груз и товар, который перевозится в упаковке) и насыпные грузы. «Для размещения таких грузов в универсальной таре используются разные технологии – биг-бэги, лайнер-бэги. К примеру, неопасные и нехимические наливные грузы также можно транспортировать в контейнерах», – сказал он.
Российские потребители поняли, что сейчас в контейнерах можно транспортировать то, что раньше в них не перевозили: доски, ДСП, автомобили, отмечает советник генерального директора «Балттранссервиса» Владимир Прокофьев.
Евросоюз и США сегодня ввели против России уже 10 пакетов санкций. Это привело к осложнению экспорта через привычные западные и южные маршруты. Данная ситуация заставила отечественных грузоотправителей перестроить логистику на порты Дальнего Востока и пограничные переходы на Транссибе.
Задел на будущее
За январь – февраль 2023 года Россия приросла в сфере контейнерных перевозок на 4,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, следует из данных РЖД.
По словам Алексея Шило, стратегическая цель на 2023 год – перевезти 6,8 млн TEU. «Многие тенденции, которые были зафиксированы в 2022-м, закрепились в этом году. Наши контейнерные операторы говорят, что 6,8 млн – это мало и нужно ставить цели до 7 млн TEU, – сказал он на конференции «За контейнерами». – В совокупной системе мероприятий, которые будут организовывать импортёры и контейнерные операторы, в 2023 году мы технически будем готовы выходить на цифру в 4,5 тыс. TEU в сутки из портов Дальнего Востока».
Александр Соляник