Первая женщина-машинист электропоезда Алёна Миронова 31 января 2022 года вышла в рейс на электропоезде «Западный экспресс» по маршруту Уфа – Приютово в Республике Башкортостан. В настоящий момент в Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава (ЦДМВ) в должности машиниста электропоезда работают пять женщин. Ещё четыре женщины сейчас учатся по специальности «машинист электропоезда». «Пульт управления» поговорил с заместителем начальника Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава по кадрам и социальным вопросам Мариной Гудовой о том, как прошёл первый год работы и с какими сложностями пришлось столкнуться первым.
– Год назад первая женщина-машинист совершила самостоятельную поездку. Сколько женщин работают в ЦДМВ в этой должности на данный момент?
– С 1 января 2021 года у женщин появилась возможность работать машинистами и помощниками машиниста в составе локомотивных бригад. И на сегодняшний день уже 38 женщин прошли обучение в УЦПК и получили профессию «помощник машиниста электропоезда». Пять девушек самостоятельно прошли специализированные курсы в колледжах железнодорожного транспорта и стали машинистами электропоезда.
В этом году мы запланировали трудоустроить ещё 12 девушек на должность помощника машиниста и четырёх девушек на должность машиниста электропоезда.
– С какими трудностями столкнулись первопроходцы?
– В конце января прошлого года первая женщина-машинист Алёна Миронова отправилась в рейс в качестве машиниста электропоезда. А 11 февраля 2022 года Софья Дорофеева совершила свой первый рейс на Московской дороге. Думаю, одной из сложностей для девушек-первопроходцев стало то, как примут их коллеги-мужчины. Но благо, коллектив в нашей дирекции очень сплочённый, поэтому адаптация первопроходцев в целом сложилась хорошо.
Также для удобства работы девушек в нашей компании была проделана работа по организации их труда – подготовлена инфраструктура для комфортной работы и межсменного отдыха, определены участки работы.
– Какие изменения в организации труда произошли с приходом женщин на должность машиниста?
– Безусловно, изменения претерпели дома отдыха локомотивных бригад – теперь комнаты для отдыха разделены по гендерному признаку. Женские комнаты укомплектованы всеми удобствами. В домах отдыха и на линейных пунктах оборудованы женские уборные, отдельные душевые комнаты и раздевалки (либо часть раздевалки, огороженная ширмой).
В комплект форменной одежды для женщин-машинистов дополнительно добавлены тёмно-синяя юбка и форменный шарфик, заменяющий галстук, а также второй комплект брюк, жилетки.
– Как коллеги-мужчины реагируют на женщин – машинистов электропоезда?
– Как и ожидалось, мужской коллектив поделился на два лагеря: поддерживающий изменения и отвергающий их. Спустя некоторое время, безусловно, скептическое отношение сменилось уважением и поддержкой.
Как показал опрос среди девушек, отношение к ним меняется в лучшую сторону.
– Планируют ли женщины, которые работают помощниками машиниста или машинистами электропоезда, развиваться дальше?
– Большинство девушек нацелены получить необходимое образование, чтобы стать машинистами электропоездов и в перспективе занять более высокие должности.
Так, Алёна Миронова переехала с Куйбышевской железной дороги, где начинала свой самостоятельный путь в должности машиниста электропоезда, на Московскую дорогу для получения высшего образования в Российском университете транспорта (МИИТ).
Хотелось бы отметить, что у нас трудятся очень амбициозные девушки, и уверена, что в ближайшем будущем одна из них обязательно станет первым машинистом-инструктором.
Беседовала Дарья Чикиркина