В 2022 году в ОАО «РЖД» велась работа по реализации инициатив социально-экономического развития России до 2030 года в части массового создания университетских стартапов. Перечень инициатив Правительство РФ утвердило своим распоряжением от 6.10.2021 № 2816-р. Они охватывают шесть направлений, среди которых «Технологический рывок», включающий создание платформы университетского технологического предпринимательства, предусматривающей массовое создание университетских стартапов.
В числе поставленных властями задач – вовлечение наиболее активных студентов в технологическое предпринимательство, создание 100 стартап-студий и акселераторов с механизмом привлечения частных инвестиций в стартапы. Планы предусматривают, что к 2024 году в стране 435 тыс. студентов пройдут акселерационные программы поддержки проектных команд и студенческих инициатив. К 2030 году должно быть создано 50 университетских стартап-студий, запущено 30 тыс. новых университетских стартапов.
Приступили к выполнению своей части большого проекта и в ОАО «РЖД». По данным Центра инновационного развития, в январе 2023 года уже работали совместные студенческие бизнес-инкубаторы на Октябрьской, Горьковской, Северо-Кавказской, Южно-Уральской, Куйбышевской, Восточно-Сибирской, Красноярской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах.
В 2022 году в работу бизнес-инкубаторов были вовлечены более 1500 студентов. До 2030 года бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы и стартап-студии планируется создать на базе всех отраслевых вузов, которые позволят задействовать более 18 тыс. студентов и реализовать более 300 студенческих стартапов в интересах ОАО «РЖД».
Несмотря на относительно небольшой срок деятельности совместных бизнес-инкубаторов, их участники уже разработали десятки актуальных для РЖД проектов. Приводим некоторые из них.
Октябрьская магистраль и ПГУПС
Студенческое научное общество Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) имеет почти полуторавековую историю. Нынешнее поколение студентов успешно продолжает дело своих предшественников. Одним из основных ключевых направлений в рамках молодёжной политики ПГУПСа является всемерная поддержка научных проектов и стартапов обучающихся.
«Университет и Октябрьская железная дорога успешно развивают совместный студенческий бизнес-инкубатор, в котором обучающиеся имеют возможность получать навыки работы с проектами, чтобы они были технически и прежде всего экономически интересны потенциальным заказчикам, в первую очередь ОАО «РЖД», – заявил проректор по воспитательной работе и связям с производством ПГУПСа Пётр Рыбин.
В настоящее время несколько работ резидентов совместного студенческого бизнес-инкубатора, получивших одобрение специалистов компании и руководства ОЖД, находятся в стадии завершения и имеют все шансы реализоваться на сети ОАО «РЖД». Например, работа аспирантов кафедры «Электроснабжение железных дорог» – проект «Разработка малообслуживаемой системы заземления опор контактной сети в тяговом электроснабжении переменного тока». В 2023 году запланированы организация и проведение испытаний, по результатам которых будет принято решение о допуске инновационного решения к применению на полигоне ОАО «РЖД».
«Работа в бизнес-инкубаторе стала для меня в некотором смысле отправной точкой в написании диссертации, а также в понимании важности не только изобрести, но и правильно реализовать своё изобретение, – делится опытом аспирант кафедры «Электроснабжение железных дорог» ПГУПСа Иван Баранов. – Участие в конференциях позволяет отточить навыки защиты проекта, познакомиться с заинтересованными заказчиками и возможными инвесторами, услышать мнения экспертов и интересующие их вопросы, о которых даже не подозревал. Бизнес-инкубатор – это возможность для молодых учёных довести проект до логического завершения и получить необходимую поддержку в его реализации. Уверен, что новую систему заземления в скором времени получится внедрить на сети железных дорог».
При грантовой поддержке Фонда Бортника в бизнес-инкубаторе ведётся подготовка к проведению испытаний по проекту «Разработка модели локомотивной трансмиссии на основе постоянных магнитов». Испытания запланированы в Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава и Северо-Западной дирекции по эксплуатации путевых машин.
Куйбышевская дорога и СамГУПС
В мае 2022 года состоялось открытие совместного студенческого бизнес-инкубатора (СБИ) Куйбышевской железной дороги и ФГБОУ ВО «СамГУПС». Ключевые принципы, заложенные в организацию работы студенческого бизнес-инкубатора СамГУПСа, позволяют эффективно развивать дух предпринимательства и поддерживать креативные идеи на самых ранних стадиях жизненного цикла инновационных проектов. Также стоит отметить, что СБИ СамГУПСа выделен в отдельную организационную структуру университета, являясь одновременно частью инновационной экосистемы и университета, и железной дороги. Кроме того, для организации эффективной работы в части развития предпринимательских компетенций организовано взаимодействие с Самарским региональным отделением общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» с непосредственным участием представителей её молодёжного комитета в образовательном процессе и привлечении мер поддержки для становления студенческих стартап-компаний.
В 2022 году для 412 резидентов СБИ СамГУПСа реализована акселерационная программа в области технологического предпринимательства, по итогам которой сформирована 81 бизнес-идея, и в 2023 году запланировано их развитие с дальнейшим повышением уровня технологической готовности.
В рамках деятельности совместного бизнес-инкубатора КбшЖД Самарского государственного университета путей сообщения его участниками был разработан проект «Денитрификация вредных выбросов дизелей тепловозов». Наиболее значимыми токсичными компонентами отработавших газов дизелей тепловозов являются оксиды азота NOx, которые представляют особую опасность для атмосферы, имеют II класс опасности. Разработанная технология по денитрификации вредных выбросов дизелей тепловозов предусматривает использование аммиака, а именно его подачу во впускной коллектор двигателя и далее в цилиндры.
Аммиак является перспективным видом моторного топлива, относится к безуглеродной энергетике. Его преимущество заключается в безопасности, стоимости, гибкости производства и топливной взаимозаменяемости. Одной из особенностей аммиака является высокое процентное содержание водорода. Учитывая, что плотность аммиака в 1,7 раза выше, чем жидкого водорода, его использование является оптимальным с точки зрения эффективности хранения и транспортировки водорода.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что аммиаком можно не только подавлять вредные выбросы в отработавших газах, но и использовать его как топливо. Предложенная технология не требует высоких затрат, не представляет сложности в применении и предусматривает частичную модернизацию впускного коллектора за турбокомпрессором: установку корпуса со штуцером подвода с образованием кольцевой полости, в которой выполнены тангенциально расположенные отверстия, после смешения аммиачно-воздушная смесь проходит через перфорированную решётку для гомогенизации и подаётся в цилиндры дизеля.
«Преимуществом разработанного способа подачи аммиака во впускной коллектор двигателя является повышение эффективности очистки выхлопных газов от оксидов азота путём исключения различных дорогостоящих катализаторов и фильтров, которые имеют недостаточный ресурс работы», – говорит доцент кафедры «Локомотивы» СамГУПСа Лейла Курманова.
Другой проект инкубатора КбшЖД и СамГУПСа – «Интеллектуальная система планирования работы контейнерного терминала и навигатора машиниста погрузо-разгрузочного механизма», разрабатываемая для ускорения переработки контейнеропотоков, сокращения длительности нахождения подвижного состава под погрузочно-выгрузочными операциями, экономии электроэнергии и горюче-смазочных материалов, связанных с работой погрузочно-разгрузочных механизмов (ПРМ). Данная система предназначена для автоматического составления оптимальных план-карт для машинистов ПРМ на основе оптимизации порядка выполнения погрузочно-разгрузочных операций. Заложенный в систему эвристический алгоритм обеспечивает сокращение холостого пробега при перемещении между обрабатываемыми контейнерами, исключение избыточных перестановок блокирующих контейнеров при постановке контейнеров на площадке в несколько уровней, при этом в случае такой необходимости выбирается контейнеро-место с наименьшим приоритетом.
«Участие в бизнес-инкубаторе позволило иначе взглянуть на свой проект, увидеть новые перспективы его развития. Полученные навыки проектного управления позволили лучше оценить все ключевые параметры проекта», – сообщил старший преподаватель кафедры «Управление эксплуатационной работой» Дмитрий Васильев.
По мнению научных сотрудников ИрГУПСа, руководителей стартап-школы «ЦИФРА» Павла Иванова и Евгения Дульского, студенческий бизнес-инкубатор – очень хорошее решение для развития учебного процесса и научной деятельности вуза. Задача инкубатора – находить для студентов темы научно-исследовательских работ, имеющие актуальность и перспективу коммерциализации. Проектная деятельность должна рождать интерес как у студентов, так и у производственников, чтобы научная деятельность приближала будущих специалистов к их профессии, а специалисты в процессе формирования привыкали к деятельности по развитию и совершенствованию предприятия.
Благодаря совместному студенческому бизнес-инкубатору ИрГУПСа и ВСЖД на базе стартап-школы «ЦИФРА» появилась отличная площадка для знакомства и сотрудничества университета и компании «РЖД», науки и производства. В ходе работы инкубатора удалось найти множество актуальных и интересных направлений проектной деятельности, которые станут научными работами, дипломными проектами и, возможно, даже диссертациями. Студентам нравится общаться с практикующими железнодорожниками и бизнесменами, у них горят глаза от понимания того, что специалисты производственных подразделений видят в них потенциал и привлекают их для решения серьёзных задач. Ребята начинают работать за троих, увлекаясь реальным делом, и приобретают профессиональный опыт.
«Особенно важно отметить финансовую поддержку инкубатора со стороны Фонда Национальной технологической инициативы в виде гранта, который позволил в конце 2022 года провести акселерационную программу на более чем 300 участников, представивших более 60 проектов, – рассказал Евгений Дульский. – Два месяца интенсивной совместной работы производственников, бизнесменов, преподавателей, студентов и аспирантов позволили раскрыть новые таланты и продемонстрировать потенциал студенческих команд. Особенно всех впечатлила выставка прототипов, неожиданно пестрящая интересными изделиями, образцами и программными продуктами».
«Безусловно, работа в рамках совместного бизнес-инкубатора нужна и важна. Мы видели, как ряд идей на глазах превратились в проекты с дорожными картами, образцами, испытаниями в считаные месяцы. Меня лично это вдохновляет, без инкубатора всё было гораздо сложнее, – поддержал коллегу Павел Иванов. – Надеюсь, данный формат деятельности будет развиваться и вузу при поддержке ОАО «РЖД» удастся привлечь ещё не один государственный грант, тогда уже скоро мы добьёмся импортозамещения и импортоопережения».
«Мне очень понравилась работа в бизнес-инкубаторе и акселераторе «ЦИФРА-2022», – рассказывает студент 5-го курса обучения по специальности «вагонное хозяйство» Сергей Трескин. – Работа была довольно интенсивная. Этому способствовали наставники и трекеры, которые ставили чёткие задачи и контролировали их исполнение. Технические специалисты стартап-школы «ЦИФРА» быстро помогали решать вопросы с программированием и изготовлением деталей для прототипа. Наш проект «Счётчик остаточного ресурса изоляции силового оборудования локомотивов» понравился представителям РЖД, и мы активно участвовали в докладах в депо и управлении дороги, выступали перед представителями блока «Сколково». Нам задавали сложные вопросы, но при поддержке организаторов мы всегда находили на них ответы. На производстве нам всегда были рады помочь и показать реальные рабочие процессы. Представление о многих вещах существенно изменилось, после того как мы перешли от университетских лабораторий к практике: сразу стали понятны актуальные задачи и перспективные направления».
«После акселератора я решил плотно заняться научной и проектной деятельностью, у меня появилась сплочённая команда единомышленников из ребят с разных специальностей ИрГУПСа, – говорит студент 5-го курса обучения по специальности «электроподвижной состав» Вадим Пахомов. – Сейчас наш проект «Цифровой терморегулятор для систем отопления электропоездов» движется к коммерциализации, но на нём останавливаться мы не станем, у нас появились новые идеи для будущих проектов, мы знаем, кто нам с ними поможет, а наши новые знакомые производственники всегда готовы к обсуждению и содействию в реализации».
Александр Зубов