В конце прошлого года были определены семь победители четвёртой корпоративной акселерационной программы ОАО «РЖД» по направлениям «Пассажирский комплекс» и «Технологическая независимость». В настоящее время стартапы готовятся к проведению испытаний на инфраструктуре ОАО «РЖД» и дальнейшему внедрению их в компании.
«Для семи стартапов были согласованы дальнейшие шаги на ближайшие шесть и более месяцев, включающие проведение пилотных испытаний на железнодорожной инфраструктуре, – рассказал начальник центра «Корпоративный акселератор стартап-проектов ОАО «РЖД» Роман Кошелев. – Решения о дальнейшем внедрении и тиражировании проектов будут приниматься исходя из результатов испытаний».
В формировании дальнейших планов по реализации проектов принимали участие сами стартапы, функциональные заказчики данных решений в лице различных подразделений холдинга, а также Центр инновационного развития и центр «Корпоративный акселератор стартап-проектов ОАО «РЖД».
Две системы управления светом
Один из проектов четвёртой корпоративной акселерационной программы – система освещения с удалённым управлением. Она представляет собой комплексное решение, позволяющее автоматизировать процессы мониторинга, а также уменьшить число нештатных ситуаций и жалоб от пассажиров. Данная система может применяться на внешних объектах (железнодорожных платформах и путях) и на внутренних (депо, вокзалах, терминалах).
«Как это всё выглядит? В общем случае – на каждый светильник устанавливается отдельный контроллер с возможностью управления по различным протоколам, – объяснил технический директор ООО «БЕР» Андрей Волошин. – Вывод телеметрии и управление осуществляются удалённо через веб-интерфейс с любого компьютера или мобильного устройства. Контроллеры могут использоваться также, как каркас системы «умная станция» или «умное здание». То есть к ним можно подключать фото- и видеокамеры, микрофоны, метеостанции, различные датчики. Светильники могут функционировать и автономно, например с помощью датчика движения или по расписанию, в том числе по астрономическому (восход, закат) или по графику движения поездов».
В настоящее время система активно испытывается. Объектом опытной эксплуатации стала островная платформа станции Вербилки Центральной дирекции пассажирских обустройств. Как отметил Андрей Волошин, комбинированным применением светильников и системы управления уже удалось добиться значительной экономии по затратам электроэнергии и практически полностью исключить эксплуатационные затраты.
К августу этого года систему планируется ввести в опытную эксплуатацию в более репрезентативном объёме, а в дальнейшем – сформировать реестр типовых решений и начать тиражирование по всей сети ОАО «РЖД».
Второй проект, также предлагающий решение по модернизации системы освещения, – автоматизированная система управления освещением Synergy. «Synergy – это умное управление освещением, которое снижает расходы на электроэнергию, эксплуатацию, позволяет выявить неисправности систем освещения по факту наступления аварий, а не в ходе плановых обходов, автоматизирует бизнес-процессы проектирования, монтажа, наладки и эксплуатации систем освещения», – рассказал заместитель генерального директора АО «Связь инжиниринг М» Алексей Разумов.
Модульно-аппаратная платформа Synergy прошла испытания на тестовом стенде. По итогам удалось подтвердить технико-экономические показатели экономии на уровне не менее 25% от текущих показателей.
Следующий этап испытаний Synergy запланирован на май этого года. Он будет проводиться на железнодорожных вокзалах. Что касается решения о тиражировании данного проекта, то оно будет принято до конца года.
3D-принтер
Проект «Пятиосевой полимерный 3D-принтер» предлагает инновационное решение по оперативной печати необходимых запчастей прямо на местах. По замыслу авторов, это позволит не зависеть от импортных компонентов, не заменять весь узел при поломке только одной какой-либо детали и, кроме того, исключит оптовые закупки при штучных потребностях.
В основе проекта – самая распространённая в мире FDM-технология. Её применяют для изготовления различных деталей. Авторы значительно её усовершенствовали, благодаря чему удалось расширить возможности 3D-печати и до 50% сократить расходы на неё. Кроме того, им удалось повысить производительность, качество и прочность деталей.
Данную разработку оценили специалисты Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава (ЦДМВ). Выяснилось, что при изготовлении только четырёх деталей, используемых в ЦДМВ, планируется получить экономический эффект более 10 млн руб. в год.
«В ходе акселератора совместно с сотрудниками ЦДМВ мы разработали техническое задание на оборудование, которое отвечает существующим задачам дирекции, а также разработали систему внедрения технологии 3D-печати в ЦДМВ, – отметил директор ООО «Воплощение» Сергей Сарапулов. – Согласно предложенной концепции будет существовать одно опорное депо, которое станет отвечать за реинжиниринг комплектующих и отладку технологии их изготовления на 3D-принтерах. Разработанные технологии будут храниться в единой электронной базе. Воспользоваться ими сможет любое депо ЦДМВ, к тому времени уже оснащённое такими же 3D-принтерами. В результате даже самые географически отдалённые депо, не имея специального инженерного персонала, смогут изготавливать качественные запасные части».
Предрейсовый осмотр
Медицинский предрейсовый комплекс позволяет замерить физиологические параметры человека (давление, пульс, температуру тела) и провести тест на алкоголь. В первом полугодии данная разработка пройдёт опытно-промышленную эксплуатацию в Центральной дирекции по ремонту пути (ЦДРП). «В среднем работник тратит около семи минут на прохождение предрейсового медицинского осмотра и послерейсовой алкометрии. Наша разработка позволяет оптимизировать это время до двух минут, – поделился начальник управления робототехники ООО «СТК» Алексей Степанов. – Кроме того, наши основные преимущества – это собственная разработка оборудования и программного обеспечения, а также сервисное обслуживание своими силами по всей стране и возможность работы в мобильных передвижных пунктах ЦДРП».
Ожидаемый эффект от внедрения медицинского предрейсового комплекса в ЦДРП составляет около 100 млн руб. ежегодно. Это примерно 1 млн осмотров в год. В рамках реализации данного проекта в первой половине этого года запланировано проведение опытно-промышленной эксплуатации в ЦДРП и адаптация технологии под требования функционального заказчика.
Новый сценарий покупки билетов
Платформа «Инновационная мобильность» позволяет оформлять электронные билеты на все популярные виды транспорта, а также туристические услуги. С её помощью в настоящее время оформляется более 20% всех электронных железнодорожных билетов.
«Мы предлагаем обратить внимание также на сегмент туристических поездов, который очень динамично растёт от года к году, и реализовать новый сценарий для поиска и оформления этого продукта, – рассказал директор по развитию ООО «РЖД – Цифровые пассажирские решения» Михаил Кальченко. – Мы сделали продуманный поиск туристических поездов по городам отправления и назначения, по периоду, а также карточку тура, в которой описан маршрут и содержится экскурсионная программа. Предусмотрен удобный выбор вагонов и мест. Более того, вместе с билетами клиенту будет направляться подробное описание туристического маршрута». Запуск пилотного проекта по реализации нового сценария покупки билетов на туристические поезда запланирован к середине летнего сезона этого года.
Быстровозводимые платформы
Быстровозводимые модульные пассажирские платформы на основе конструкций из блоков пенополистирола можно использовать для строительства остановочных пунктов, станций, транспортно-пересадочных узлов, их расширения. Кроме того, данная технология может применяться в точечном ремонте, модернизации и в качестве временного решения на период основных работ.
«Исключительная прочность на сжатие и лёгкий вес пенополистирола позволяют строить железнодорожные платформы без ущерба для качества сборки. Лёгкие блоки, состоящие на 98% из воздуха, значительно сокращают время монтажа. Бетонный фундамент не требуется, требуются лишь минимальные земляные работы с меньшими трудозатратами, что делает этот метод строительства более экономичным, – обозначил преимущества проекта генеральный директор OOO «Новый проект» Павел Гусев. – Данная технология одобрена и признана инновационной Минтрансом России, разработан стандарт организации, который получил положительное заключение Минстроя России».
Ещё одним плюсом данной технологии является то, что все элементы конструкции заводского изготовления. То есть можно ограничиться одной только сборкой, при этом сохраняется возможность для прокладки в теле платформы инженерных коммуникаций ОАО «РЖД».
Ранее, в 2020 году, на Горьковской железной дороге был установлен опытный образец для проведения всесторонних испытаний, экспериментальная платформа имела длину 30 м и ширину 4 м. Её построили всего за 40 часов, в том числе три «окна» по 40 минут.
Что касается дальнейшей реализации, в планах у новаторов организовать проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы для других объектов компании, а также разработать типовую документацию и получить ГОСТ на технологию для массового применения.
Проект для HR
Ещё одним победителем акселератора стал проект Teal HR, представляющий собой цифровую платформу нематериальной мотивации сотрудников. «Любой человек хочет, чтобы его работа имела смысл, его заслуги признавались. Это повышает вовлечённость и позволяет получать удовольствие от своего труда, – уверен владелец продукта Кирилл Морозов. – Мы предложили свою платформу и нашу экспертизу по работе с метриками нематериальной мотивации – это больше 15 фреймворков и авторских наработок, которые позволяют выстроить систему управления текучестью персонала, отслеживать расходы на наём и удержание персонала, а также применить методики геймификации по Бартлу. Чтобы каждый участник программы мог использовать передовой опыт вне зависимости от стажа, должности и скептицизма».
Получение обратной связи от сотрудников – одна из ключевых особенностей проекта. Для этого активно используется сервис опросов: по уровню удовлетворённости, можно даже просто отметить своё настроение сегодня.
Другой важной частью проекта является наличие внутренней валюты за полезные для компании активности. По словам Кирилла Морозова, используются рекомендательные сервисы на нейросетях, чтобы направлять внимание сотрудников на важные задачи и предлагать им хорошие подарки в корпоративном онлайн-магазине. Есть множество способов потратить заработанные баллы. Например, можно пройти какое-нибудь обучение, взять отгул, приобрести цифровые товары или купоны, сервисы и мерчи.
Пробное применение платформы нематериальной мотивации сотрудников будет проводиться на одном из предприятий АО «ФПК», которое выступило функциональным заказчиком данного решения. В рамках пилотного проекта запланирована оцифровка результатов работы сотрудников в 2022-м и в текущем году.
Алексей Алеев