В динамично изменяющихся условиях нормирование труда работников административно-управленческого штата объективно вышло на первый план. Оно является одним из важных элементов системы управления персоналом любой организации. Это прежде всего связано с необходимостью повышения эффективности использования трудового потенциала работников, оптимизации их численности и профессионального состава.
На сегодняшний день безопасность движения в ОАО «РЖД» обеспечивают более 1200 работников аппарата главного ревизора железных дорог. Они осуществляют контроль за соблюдением Правил технической эксплуатации и нормативных документов компании, взаимодействуют с функциональными филиалами, дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД, проводят мероприятия внутреннего контроля, выявляют имеющиеся и потенциальные риски в области безопасности движения поездов.
В состав аппарата главного ревизора помимо дорожных и региональных отраслевых ревизоров также входят сотрудники отдела технического анализа. По вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций специалисты аппарата главного ревизора взаимодействуют с МЧС, Ростехнадзором, прокуратурой, Росжелдором и сервисными компаниями. Качественное выполнение аппаратом главного ревизора всего комплекса работ напрямую влияет на достижение целей, стоящих перед ОАО «РЖД».
Многозадачность бизнес-процессов аппарата главного ревизора требует от каждого работника самых высоких компетенций для обеспечения гарантированной безопасности перевозочного процесса. Все их трудно даже перечислить – это знания требований в области законодательства РФ, корпоративных норм, правил, регламентов, стандартов, вопросов риск-ориентированного подхода, корпоративной сертификации системы менеджмента безопасности.
Ревизор по безопасности движения поездов – это прежде всего специалист самого высокого уровня, умеющий при расследовании нарушений безопасности движения оценить действия любого работника в той или иной ситуации. В соответствии с профессиональным стандартом, утверждённым в 2021 году, установлено обязательное требование к квалификации ревизора по безопасности движения: он не менее трёх лет должен отработать на руководящих должностях непосредственно по профилю деятельности.
Если раньше количество нарушений безопасности движения измерялось десятками тысяч в год, то сегодня благодаря современным технологиям и риск-ориентированному подходу в контрольной деятельности число таких случаев удалось существенно сократить. При этом учтён и человеческий фактор. Железная дорога сегодня в обеспечении безопасности перевозочного процесса лидирует среди других видов транспорта, в том числе благодаря ревизорскому аппарату. Применение ревизорских указаний, предписаний, представлений, которые исчисляются тысячами за год по сети железных дорог, позволяет поддерживать безопасность перевозочного процесса в управляемом состоянии, а применение автоматизированных систем даёт возможность оптимизировать трудоёмкость выполняемых ревизорами по безопасности движения процессов.
Для определения оптимальной численности работников, обеспечивающих безопасность движения поездов на сети железных дорог, в июле 2021 года Департаментом безопасности движения (ЦБР) была инициирована работа по оценке баланса рабочего времени. Работа началась с утверждения дорожной карты, где определили сроки и ответственных исполнителей. После её подписания была сформирована кросс-функциональная команда. В неё вошли представители ЦРБ, аппарата главного ревизора Северо-Кавказской железной дороги, ЦОТЭН и Центра повышения эффективности труда персонала СКЖД. Им предстояло совместно проанализировать бизнес-процессы, в которых участвуют работники аппарата главного ревизора железной дороги, включая главного ревизора по безопасности движения поездов, в состоянии «как есть» по всей сети железных дорог, сформировать организационно-функциональные модели процессов в состоянии «как должно быть» и определить нормативные трудозатраты на их выполнение.
Качественное выполнение всех этапов разработки обеспечило своевременный переход к основному этапу – заполнению опросных листов, в которых были учтены все возможные варианты выполнения процессов, а также периодичность выполнения операций, входящих в процессы. Полученные результаты экспертных оценок подтвердились контрольными хронометражными наблюдениями, проведёнными специалистами ЦОТЭН непосредственно на месте проведения работ в аппарате главного ревизора по безопасности движения Северо-Кавказской железной дороги. Эффективное взаимодействие всех участников команды позволило провести и завершить комплексную работу по оценке баланса рабочего времени и определить нормативные трудозатраты и численность работников аппарата главного ревизора по каждому бизнес-процессу. При этом для каждой железной дороги были учтены организационно-технические особенности и местные условия работы каждой из них.
Грамотный подход руководителей и специалистов ЦРБ позволил объективно оценить трудозатраты не только на основные и обеспечивающие, но и на дополнительные вспомогательные процессы. В результате были спроектированы коэффициенты, которые учитывают долю трудозатрат на дополнительные функции, которые не вошли в основные процессы. Для точного определения нормативной численности работников были разработаны корректирующие коэффициенты, которые максимально учитывают специфику, местные условия и особенности каждой из железных дорог.
Так, например, для Московской железной дороги учтены работы, связанные с наличием и развитием МЦД и МЦК; для Северной и Свердловской – это развитие Северного широтного хода, для Северо-Кавказской – наличие курортных зон и развитие Туапсинского железнодорожного узла, для Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорог – развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Также учтены дополнительные затраты труда, связанные с дальнейшим развитием инфраструктуры БАМа. В итоге были разработаны нормативы трудоёмкости по 12 направлениям деятельности работников аппарата главного ревизора, состоящие из 77 основных, 12 обеспечивающих и 7 дополнительных процессов, определены и установлены корректирующие коэффициенты.
В конце декабря 2022 года были утверждены Нормативы трудоёмкости работников аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги. Нормативы трудоёмкости позволили определить оптимальную численность работников всех должностей руководителей и специалистов аппарата главного ревизора, осуществляющих в ОАО «РЖД» функционал в области обеспечения безопасности движения поездов по каждой железной дороге.
Наличие таких норм труда обеспечивает оперативное реагирование на изменение технологии или объёмов выполняемых работ, а результат расчёта нормативной численности позволяет определить оптимальное количество работников аппарата главного ревизора, необходимое для обеспечения гарантированной безопасности перевозочного процесса по каждой железной дороге.