Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) на сегодняшний день являются одним из приоритетных направлений в экономике России. Высокая доля малого и среднего предпринимательства повышает конкурентоспособность экономики, стимулирует появление новых идей и методов ведения бизнеса и повышает уровень экономического развития страны в целом. Для поддержки МСП холдинг «РЖД» предоставляет новые услуги и развивает уже реализованные продукты.
По итогам 2022 года доля предприятий МСП в общей погрузке на сети ОАО «РЖД» составила 14,3%, увеличившись на 0,8% по сравнению с 2021 годом (13,5%). Всего по сети в прошлом году перевезено более 176 млн тонн грузов субъектов МСП.
По данным Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД», наиболее востребованной у предприятий сегмента МСП номенклатурой перевозимого груза стала группа «строительные грузы», суммарный объём перевозки которой по итогам 2022 года составил 58,1 млн тонн, или 33% от всех перевозимых номенклатур груза.
В текущем году ОАО «РЖД» рассчитывает на рост спроса на железнодорожные перевозки со стороны предприятий сегмента МСП и со своей стороны оказывает всестороннюю поддержку предприятиям данного сегмента.
Преференции партнёрам
По данным ЦФТО, для представителей МСП со стороны холдинга в текущем году действует ряд дисконтов.
Так, установлены скидки от 20,4% до 50% на перевозки грузов в рефрижераторных контейнерах между городами-миллионниками, из Санкт-Петербурга в Москву и Екатеринбург, в пределах Санкт-Петербургского железнодорожного узла, а также на экспортные перевозки в Китай.
Также компанией установлены тарифные преференции (до 50%) на перевозки легковых автомобилей с ряда станций ОАО «РЖД» в специализированных вагонах на расстояние от 1 тыс. км до 4 тыс. км.
Кроме того, действуют скидки до 50% на внутрироссийские перевозки широкой номенклатуры грузов в вагонах на короткие расстояния (до 720 км).
Система одного окна
В 2022 году завершена реализация сервиса «Оформление и получение услуг международной перевозки при экспорте товаров» на базе информационной системы «Одно окно» АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ).
Основой сервиса стал совместный продукт ОАО «РЖД», АО «РЖД Логистика» и АО «РЭЦ» по доставке продукции агропромышленного комплекса – «Агроэкспресс».
Благодаря этому сервису клиенты, в том числе из сегмента МСП, имеют возможность получить полный пакет и сопровождение услуг международной экспортной перевозки продукции АПК с доступом к государственным и бизнес-сервисам в цифровом формате одного окна.
Посредством данного сервиса в единой цифровой среде обеспечен вывод российскими экспортёрами продукции АПК на рынки дружественных стран, что способствует снижению влияния санкционных ограничений на экспорт продукции.
Помимо доставки груза экспортёры-пользователи смогут оформить субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на транспортировку продукции.
Проект «Менеджер МСП»
С 2022 года по инициативе ЦФТО на полигоне Северной железной дороги развивается новое направление деятельности – «Менеджер МСП». Целью данного проекта является создание оптимальных условий для повышения качества обслуживания клиентов сегмента малого и среднего бизнеса.
В настоящее время менеджерами МСП проводится работа по максимальному использованию железнодорожной инфраструктуры предприятиями-производителями МСП в условиях геополитических изменений, в том числе по переключению на другие направления перевозок, организации перевозок по МТК Север – Юг и предоставлению возможности участия в организации перевозки дочерним компаниям (АО «РЖД Логистика», АО «РЖД Бизнес Актив») в качестве экспедитора по договору с Центром развития предпринимательства и грузовладельцем для получения транспортных субсидий.
Функционалом должности менеджера МСП предусмотрено взаимодействие с региональными некоммерческими организациями (АО «Корпорация МСП», «Опора России», Союз лесопромышленников, Русский пеллетный союз, «Русская сталь» и другие) для информирования партнёров о новых транспортных продуктах, предлагаемых в регионе, что позволяет расширить географию перевозок, найти новые рынки сбыта, ускорить доставку сырья и готовой продукции. С некоторыми некоммерческими организациями («Опора России» и АО «Корпорация МСП») уже проводится работа в рамках утверждённого в 2022 году плана мероприятий (дорожной карты) на уровне ОАО «РЖД».
Дорожная карта
В июне 2022 года на Петербургском международном экономическом форуме утверждена и подписана дорожная карта по вопросам взаимодействия между ОАО «РЖД», «Опорой России» и АО «Корпорация МСП» на 2022–2024 годы.
Подписанный документ предоставляет возможность повысить экономическую эффективность проводимых закупок ОАО «РЖД», что создаст благоприятную конкурентную среду на рынке товаров, работ и услуг, а также позволит адресно подбирать для каждого инновационного и стартап-проекта меру финансовой поддержки, в том числе от фондов и институтов развития, федеральных и региональных бюджетов из актуального перечня данных мер. Дорожная карта даст возможность увеличить количество поступающих от субъектов МСП инновационных предложений и долю закупаемой продукции за счёт повышения информированности субъектов МСП о возможностях сотрудничества с ОАО «РЖД», совершенствования федеральной законодательной и нормативной базы по закупкам госкомпаниями инновационной продукции у субъектов МСП, сокращения сроков от поступления заявки на инновационный проект до его испытаний и закупки.
Перед холдингом открыта перспектива «выращивания» МСП-поставщиков на цифровой платформе
МСП.РФ.
По словам статс-секретаря – заместителя генерального директора АО «Корпорация МСП» Натальи Коротченковой, сегодня ОАО «РЖД», несмотря на западные санкции, продолжило поддержку малого и среднего бизнеса, активно закупая у него товары и услуги.
Корпорация активно привлекает малый и средний бизнес к партнёрству с холдингом. Так, монополия находится в постоянном поиске и пополняет список субъектов МСП, производящих и реализующих высокотехнологичную продукцию, ведущих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.
Также в ОАО «РЖД» действует «Единое окно инноваций» для приёма перспективных предложений и облегчения доступа малого и среднего бизнеса к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием. Эта система помогает оперативно принимать и рассматривать инновационные предложения специалистами компании.
«В РЖД уже утверждена программа выращивания субъектов МСП по направлениям «Инструменты ручные прочие с механизированным приводом» и «Средства малой механизации». Они уже размещены на цифровой платформе
МСП.РФ и официальном сайте АО «Корпорация МСП», – отметила Наталья Коротченкова.
АО «Корпорация МСП», в частности, регулярно передаёт представителям компании «РЖД» информацию о товарах, работах, услугах, которые производят малые и средние предприятия и которые могут заинтересовать железнодорожников.
Продолжается проведение обучающих семинаров по вопросам участия в закупках по Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ субъектов МСП и самозанятых. К примеру, в прошлом году с участием представителей ОАО «РЖД» проведено 34 таких мероприятия.
Холдинг занимает первое место среди крупнейших заказчиков по объёму закупок у предприятий МСП с 2016 года. Так, объём закупок ОАО «РЖД» у субъектов МСП всеми способами увеличился за пять лет в 1,3 раза (более чем на 50 млрд руб.) – со 146 млрд руб. в 2016 году до 196 млрд руб. в 2021 году.
При этом количество номенклатурных позиций по закупкам выросло в 44,5 раза. Если в 2016 году их было порядка 380, то по итогам 2021 года аналогичный показатель составлял почти 17 тыс. позиций. По предварительной оценке АО «Корпорация МСП», объём договоров, заключённых ОАО «РЖД» с субъектами МСП в 2022 году, составляет не менее 177 млрд руб.
Сегодня ключевое значение имеет формирование российского технологического суверенитета, в развитии которого участвуют наряду с крупным бизнесом производственные малые и средние компании, считает статс-секретарь – заместитель генерального директора АО «Корпорация МСП».
«Для их поддержки мы будем использовать льготные программы финансирования, программы льготного лизинга оборудования, а также новые инструменты формирования долгосрочного спроса на продукцию малых и средних компаний. К таким новым инструментам в рамках 223-ФЗ относятся офсетные договоры, подразумевающие встречные инвестиционные обязательства. РЖД – в числе первых заказчиков, которые начали определять номенклатуру и требования для заключения таких договоров», – отметила Наталья Коротченкова.
Напомним, что первый офсетный договор (это фактически дорожная карта, в которой прописаны обязательные для МСП-поставщика шаги по развитию собственного производства) был подписан в январе текущего года ООО «Автодор – Платные дороги» (входит в Группу компаний «Автодор») при участии АО «Корпорация МСП». «Это нововведение особенно актуально сегодня, когда для отечественных предприятий закрыты привычные ранее рынки сбыта», – отметил первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов.
Сергей Волков