В прошедшем году на транспортно-логистической деятельности холдинга «РЖД» в полной мере сказались изменения геополитической обстановки. Закрытие западных рынков сбыта повлекло за собой изменение импортных и экспортных грузовых потоков и перестройку логистики.
Прошлогодние итоги
По данным Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД», в результате санкций, закрытия границ и других ограничений в отношении деятельности российских экспортёров отправки грузов на внешние рынки по сети ОАО «РЖД» снизились к уровню 2021 года более чем на 12%.
Санкции также негативно отразились на объёмах импортных перевозок по сети ОАО «РЖД», которые по итогам 2022 года снизились на 7%.
Сильнее всего просел экспорт в северо-западном направлении – практически на 22%. Из-за действий недружественных стран на 12% снизился экспорт через порты Северо-Запада, а отправки через пограничные переходы сократились почти на 44%.
По объективным причинам сократилась экспортная погрузка и в южном направлении – на 11%.
При этом экспорт через южные порты в целом сохранился на уровне 2021 года и составил 92 млн тонн.
Восточный полигон как центр притяжения
После введения ограничений и закрытия европейских рынков экспортные и импортные грузовые потоки переориентировались на восток. Для обеспечения потребности клиентов холдинга в организации перевозок в этом направлении ОАО «РЖД» в штабном режиме совместно с Минтрансом России разработали пакет решений.
Так, для поиска баланса интересов грузоотправителей и транспортной отрасли в кратчайшие сроки взамен Правил недискриминационного доступа были разработаны и утверждены Временные правила определения очерёдности приёма грузов к перевозке.
«По сути, гибкий и адаптивный механизм, позволяющий приоритизировать именно те перевозки, которые в данный момент наиболее важны для экономики страны», – отметила заместитель начальника ЦФТО ОАО «РЖД» Ирина Ажикина.
За счёт оперативной перестройки перевозочного процесса начиная с марта в восточном направлении было вывезено 96,4 млн тонн неугольных грузов (с учётом внутрироссийских перевозок), что на 3,5% выше уровня аналогичного периода 2021 года. В частности, обеспечен рост экспорта широкой номенклатуры грузов высокого передела (+45,5%, главным образом цветных металлов, химикатов и бумаги), а также продукции, перевозимой в контейнерах (+40,2%).
Возросли объёмы перевозок и для внутренних потребителей Дальнего Востока, независимо от категории грузов. По итогу года в данном направлении зафиксирован прирост на 7,2%, в том числе по каменному углю (+9,7%), нефтеналивным грузам (+10,8%), лесу (+37,9%) и чёрным металлам (+11,2%).
В результате темпы роста погрузки в восточном направлении по итогам 2022 года составили 3,3%.
Новый механизм доступа к инфраструктуре позволил сохранить стабильную работу около 700 предприятий и производств, для которых закрылись западные рынки сбыта. По оценкам экспертов, это позволило сохранить свыше 300 тыс. высококвалифицированных рабочих мест, а с учётом членов их семей поддержку получили около 1 млн граждан.
Практическое освоение маршрутов
Помимо восточного направления импульс к развитию получил МТК Север – Юг, перевозки по которому в 2022 году выросли почти на 65%.
По западному маршруту коридора (с участием Азербайджана и Ирана) перевозки выросли на 58,7%. Перевозки по транскаспийскому маршруту, проходящему через порты Оля, Астрахань и Махачкала, выросли более чем в три раза.
Восточная ветвь, где зафиксирован рост объёмов перевозок в 76 раз, стала новым направлением для отечественных грузоотправителей. Продвижение маршрута потребовало практически ежедневных контактов с коллегами из Казахстана, Туркменистана и Ирана, в том числе и для формирования сквозных конкурентных тарифных условий.
В результате АО «РЖД Логистика» на этом направлении предоставляются новые сервисы. «Если летом контейнерный поезд в Индию был отправлен в пилотном режиме, то уже в октябре был запущен регулярный контейнерный сервис», – говорит заместитель начальника ЦФТО.
Путь для контейнера
Ключевым трендом 2022 года также стала переориентация контейнеропотоков. Общий объём контейнерных перевозок, несмотря на снижение в транзитном и экспортном сообщении, на +0,3% превысил показатель рекордного 2021 года и достиг 6,52 млн TEU (20-футовый эквивалент).
Драйверами роста стали внутрироссийские (+3,1%) и импортные (+16,7%) перевозки.
В условиях сложной геополитической обстановки существенно увеличился интерес со стороны грузоотправителей к логистическим сервисам с участием портов Дальнего Востока. В частности, в 2022 году перевозки контейнеров назначением в порты Дальневосточной железной дороги (без учёта внутридорожных перевозок) выросли к уровню 2021 года на 24%.
За счёт реализации ОАО «РЖД» комплекса технологических и организационных мер вывоз контейнеров из морских портов и сухих тыловых терминалов Дальнего Востока по итогам 2022 года увеличен на 13%. Из месяца в месяц он поступательно увеличивался и в декабре достиг абсолютного рекорда – 4,3 тыс. TEU в сутки.
Для обеспечения стабильного вывоза в размере 4,5 тыс. TEU в сутки ОАО «РЖД» предусмотрена реализация комплекса мероприятий, в том числе в рамках инвестпрограммы холдинга.
При сохранении тенденции переключения контейнеропотока с северо-запада потребность в переработке импортных контейнеров через порты Дальнего Востока в 2023 году может увеличиться дополнительно на 2 тыс. TEU в сутки.
В этих условиях целесообразно обеспечить развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения вывоза 6,5 тыс. TEU ежесуточно.
«Мы – плановое предприятие, но в прошлом году пришлось перестраивать все процессы, поскольку с запада огромное количество предприятий – более 700 – поехало на восток. И это дало возможность сохранить производство и работу людям, – подытожил глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным 6 февраля этого года. – При этом тарифный грузооборот у нас остался на уровне рекордном 2021 года, то есть мы не просели и установили очередной рекорд по перевозке контейнеров». По его словам, первый раз за всю историю экономики железных дорог объём перевозки на восток превысил объём перевозки на запад. «80 млн [тонн]– на восток, 76 млн – на запад, это тенденция именно второго полугодия. При этом ещё интересное сопоставление: объём перевозок грузов с дружественными странами вырос на 23%, а недружественные страны просели почти на 40%, соответственно, с 365 к 210 млн [тонн], и эта тенденция продолжается. То есть мы видим: те, кто не захотел с нами работать, очень много чего теряют», – добавил Олег Белозёров.
Сергей Волков