Программе повышения квалификации «Новый взгляд – социальная политика» в декабре 2022 года исполнилось два года.
Напомню, что в 2020 году в ОАО «РЖД» была утверждена Программа развития человеческого капитала до 2025 года, где одной из целей является рост социального благополучия работников. А сохранение населения, здоровья и благополучия людей – это одна из национальных целей России до 2030 года.
Поэтому перед ОАО «РЖД» стоит задача по трансформации объектов социальной сферы, чтобы они были современными и максимально удобными для железнодорожников, а также изменению подходов руководителей социальной сферы не только к управлению, но и к реализации социальной политики компании в целом. Так, в планах создать многофункциональные клиентоориентированные объекты социальной инфраструктуры, где работник сможет легко и удобно получить любую услугу; классифицировать по категориям объекты взрослого оздоровления ОАО «РЖД».
Для повышения качества санаторно-курортного лечения и отдыха работников будут разработаны новые программы оздоровления с учётом уникальности природных лечебных ресурсов, географических и иных особенностей региона. Мы хотим, чтобы стандарты обслуживания наших объектов социальной сферы соответствовали уровню сервиса на рынке аналогичных услуг. Это повысит их привлекательность не только для работников компании, но и для сторонних клиентов. Кроме того, мы хотим обучить всех специалистов, занимающихся социальными вопросами, со всей сети железных дорог повышению благополучия работников, членов их семей и неработающих пенсионеров компании.
Для достижения этих целей Департаментом социального развития с Корпоративным университетом РЖД в 2020 году была разработана и запущена программа повышения квалификации «Новый взгляд – социальная политика». Она нацелена, во-первых, на получение знаний в области развития человеческого капитала и, во-вторых, на выработку конкретных решений.
Изначально программа повышения квалификации «Новый взгляд – социальная политика» состояла из трёх уровней: стратегического, тактического и операционного. Каждый рассчитан на определённую категорию работников компании, занимающихся социальными вопросами.
Первый, стратегический, впервые был проведён в декабре 2020 года для заместителей начальников железных дорог по кадрам и социальным вопросам. Обучение было посвящено новым подходам в социальной политике компании и современным социальным трендам в HR.
Второй, тактический, проведён в мае 2021 года для руководителей служб управления персоналом железных дорог и дирекций социальной сферы со всей сети. Слушателям рассказали о тенденциях в обслуживании объектов социальной сферы, о новых направлениях в социальной политике и мотивации через социальный пакет, о маркетинге и экономике объектов социальной сферы. Тогда слушатели представили конкретные идеи.
Три из них были признаны лучшими: «Автоматизация управления сервисом социального объекта», «Продукты впечатления» (комплексный план мероприятий по совершенствованию социальной сферы ПривЖД), «Современные способы информирования. Социальный туризм». На данный момент эти инициативы уже реализуются.
В октябре прошлого года был проведён операционный уровень программы для начальников и руководителей объектов отдыха и оздоровления ОАО «РЖД». Программа проводилась на одном из социальных объектов компании – в новом Центре детского и семейного отдыха «Локомотив» Калининградской железной дороги, расположенном на берегу Балтийского моря в Зеленоградске. Тогда приглашённые эксперты из Корпоративного университета РЖД рассказали участникам об инструментах развития объектов, новых веяниях экономики и маркетинга, лучших практиках в области предоставления услуг. На примере Центра детского и семейного отдыха участники программы детально проанализировали перспективы и векторы развития, а также поделились своими практическими наработками. В июне этого года стратегический уровень был проведён для руководителей кадрового блока функциональных филиалов. По итогам стратегической сессии и на основе полученных знаний слушатели представили проекты для формирования новой стратегии социальной политики до 2035 года в соответствии с современными трендами.
В октябре этого года операционный уровень программы прошли руководители социальных объектов ОАО «РЖД» (культуры и спорта) со всей сети железных дорог. Целью данного мероприятия стало повышение уровня владения компетенциями, которые связаны с технологиями эффективного управления объектами культуры и спорта у руководителей ОАО «РЖД», работающих в этом секторе.
В обучении приняли участие 37 руководителей. Для них было подготовлено два модуля. Первый – «Маркетинг объектов культуры и спорта». Цель этого модуля – расширение представлений руководителей объектов культуры и спорта ОАО «РЖД» о возможностях маркетинга, а также мотивация к развитию вверенных им социальных организаций, повышение культурной и спортивной вовлечённости населения.
Второй модуль – «Создание и управление социокультурными проектами». Здесь руководители социальных объектов ОАО «РЖД» учились создавать социокультурные мероприятия, учитывая запросы и интересы локальной аудитории, а также подавать проекты на гранты.
Помимо этого слушатели программы повышения квалификации ознакомились с лучшими практиками передовых социальных объектов и их работой.
По итогам обучения и модерационной сессии, проведённой во второй день, руководители социальных объектов культуры и спорта разработали концепт развития объектов до 2025 года.
Также 16 декабря завершилось обучение нового, четвёртого, линейного уровня по этой программе. Оно было посвещено теме Well-Being – благополучию сотрудников как точке роста эффективности и удовлетворённости в компании. В обучении приняли участие более 90 специалистов, занимающихся социальными вопросами, со всей сети железных дорог. Образовательная программа проходила онлайн и состояла из двух модулей.
В результате слушатели программы узнали о пользе и последствиях развития культуры благополучия в компании; о том, какие бывают комплексные модели персонального благополучия и модели культуры благополучия в компании; научились проводить мониторинг и оценку персонального благополучия и благополучия сотрудников; разрабатывать и внедрять практики для его повышения; понимать пользу и необходимость заботы о благополучии сотрудников, выгоду от развития этого направления для организации.
Программа повышения квалификации «Новый взгляд – социальная политика» постоянно развивается и адаптируется под тренды, запросы и меняющиеся условия. Мы планомерно обучаем всех руководителей социальных объектов компании и начали обучать специалистов, занимающихся социальными вопросами, со всей сети. В 2023 году мы продолжим обучение, на которое будут приглашены руководители и специалисты, которые ранее его не проходили. В перспективе программу повышения квалификации «Новый взгляд – социальная политика» должны пройти все работники компании, занимающиеся социальными вопросами.