Компенсируемый социальный пакет (КСП) – это элемент индивидуального социального пакета, который предоставляется значимым категориям персонала для повышения привлекательности рабочих мест и мотивации работников к труду. Данная льгота является дополнительным конкурентным преимуществом на рынке труда и позволяет работникам самостоятельно определять свой набор льгот. В 2022 году компенсируемым социальным пакетом воспользовались уже 46 тыс. железнодорожников.
Право на КСП получают работники редких и дефицитных профессий, а также высококвалифицированные сотрудники, многодетные семьи, семьи с детьми с ограниченными возможностями, железнодорожницы, которые одни воспитывают ребёнка. Также филиалы могут сами выбрать работников, которые могут воспользоваться КСП.
Железнодорожники этих категорий имеют право на получение денежной компенсации за оплату социальных услуг из установленного перечня. Размер КСП зависит от филиала, в котором работает сотрудник, но не может быть менее 13 800 руб.
В 2021 году компенсируемый социальный пакет был предоставлен 43 тыс. работников, за одиннадцать месяцев этого года – 46 тыс. железнодорожникам. В состав КСП входят 11 крупных блоков с социальными услугами для всех работников ОАО «РЖД». Так, в рамках КСП предусмотрена компенсация:
– отдыха и санаторно-курортного лечения сотрудников компании и членов их семей;
– страховых продуктов, а также процентов по ипотеке;
– оплаты медицинских услуг или медикаментов;
– оплаты услуг образовательных учреждений;
– детских садов, услуг няни;
– оплаты услуг учреждений культуры;
– оплаты услуг спортивных учреждений для работников и их детей;
– оплаты Интернета и услуг сотовой связи.
В пятерку рейтинга по популярности входят такие элементы, как компенсация взносов в НПФ «Благосостояние» (38%), компенсация услуг сотовой связи и Интернета (37%), компенсация медицинских услуг (7%), компенсация процентов по ипотечному кредиту (6%), компенсация оплаты детских садов (4%), компенсация оплаты образовательных учреждений детям (2%).
В этом году мы дополнили компенсируемый социальный пакет возможностью возмещения расходов на ряд новых льгот для работников Дальневосточной магистрали – полигона опережающего развития компании. Соответствующее распоряжение было подписано генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым в мае 2022 года. Работники Дальневосточной железной дороги могут дополнительно воспользоваться компенсацией:
– затрат на услуги ЖКХ;
– затрат на горюче-смазочные материалы;
– затрат на подготовку детей к школе;
– затрат на вещи первой необходимости для детей до 3 лет.
За полгода действия нового распоряжения данные элементы компенсированы на 5,5 млн руб. Дополнительное право на получение КСП появилось у работников Дальневосточной дороги, которые оказались в трудной жизненной ситуации и доход на одного члена семьи которых ниже прожиточного минимума в регионе их проживания. Поддержку получили уже 88 семей, в том числе 52 железнодорожницы, находящиеся в трудной жизненной ситуации (40 из них – женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком).
Размер дополнительной поддержки посредством КСП был определён индивидуально для каждого работника, опираясь на разницу между фактическим доходом на одного члена семьи и прожиточным минимумом в регионе. Компенсация по отдельным работникам доходила до 200 тыс. руб. в год.
В наших планах – расширение состава КСП в следующем году. К примеру, мы разработали проект распоряжения по внесению изменений в Положение о КСП в части компенсации дополнительных (личных) затрат по оказанию консультативных услуг, направленных на повышение уровня социальной поддержки, а также в части компенсации личных взносов в Благотворительный фонд «Почёт».
В 2023 году планируется расширение действия КСП на ещё одну категорию – молодых работников. А также добавление новых элементов, которые востребованы молодёжью. Сегодня уже подготовлен документ, который сохраняет право на получение КСП работниками:
– находящимся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребёнком и попадающим в значимую категорию с критерием «трудная жизненная ситуация» на Дальневосточной железной дороге;
– находящимся в отпуске без сохранения заработной платы в случае их волеизъявления для обеспечения реализации их прав в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
– трудовые договоры с которыми приостановлены в связи с призывом на военную службу по мобилизации, или поступлением на военную службу по контракту, либо заключением контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооружённые силы Российской Федерации.
Работнику трудно планировать на год вперёд, какая именно компенсация ему потребуется в следующем году, поэтому мы хотим уйти от заявочного типа выбора элемента. Железнодорожник, имеющий право на КСП, просто по факту приносит документы, подтверждающие его затраты, которые он может компенсировать, и передаёт их работнику, ответственному за ведение компенсируемого социального пакета у себя в подразделении.
Мы получаем достаточно много предложений от работников по внесению изменений в Положение о КСП, проводим детальный анализ и подстраиваемся под потребности работников в современном мире.