Спрос на специалистов в сфере информационных технологий в России растёт с каждым годом. По подсчётам Минцифры, стране не хватает 1 млн айтишников. К 2027 году этот показатель может вырасти в два раза в связи с набирающей темпы цифровизацией. Чтобы транспортная отрасль не осталась без рабочей силы, в отраслевых вузах открываются востребованные программы подготовки «цифровых» специалистов.
Профессионалы в цифровой логистике
В академии «Высшая инженерная школа» Российского университета транспорта (МИИТ) разработали проект новой бакалаврской программы «Цифровые транспортные коридоры и аналитика перевозок». Его презентация с участием представителей отраслевых компаний состоялась в середине октября этого года.
Новая программа нацелена на совершенствование таких hard skills, как технологии управления работой станций, участков и направлений, коммерческая диспетчеризация, маркетинг перевозок, аналитика и визуализация данных, интеграция транспортных систем и мультимодальность, экономика транспортных компаний и систем. Как рассказал директор Высшей инженерной школы Олег Покусаев, выпускники программы смогут на профессиональном уровне выполнять коммерческую диспетчеризацию перевозок на основе аналитики данных, разрабатывать транспортно-логистические продукты и маркетинг перевозок. Дополнительно они будут выполнять транспортное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей, выявлять узкие места в инфраструктуре, внедрять цифровые сквозные бизнес-процессы продаж. «Запуск программы позволит формировать специалистов с совершенно новым мышлением, позволяющим успешно реализовывать подходы Индустрии 5.0 в процессах транспортного обслуживания, основанных на мультиагентных технологиях, учитывающих интересы всех участников транспортного бизнеса», – добавила профессор РУТ (МИИТ) Ольга Ефимова.
Новая образовательная программа направлена и на развитие ряда важных soft skills: коммуникации и co-working в цифровой среде, саморазвития в условиях неопределённости, креативного мышления, управления информацией и данными, а также критического мышления в цифровой среде.
В реализации программы заинтересованы ведущие транспортные компании. «Направления практических задач, решаемых образовательной программой, правильны и особенно актуальны в период цифровой трансформации компании «РЖД». Повышение эффективности взаимодействия всех сторон перевозочного процесса, оперативное решение вопросов и инцидентов на основе анализа данных, более точное прогнозирование показателей и параметров грузовых отправок, задачи перевозок сборных грузов – это вызовы, с которыми ребята столкнутся в своей практической деятельности, – подчеркнул в ходе презентации программы заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексей Шило. – В данный момент ощущается острая необходимость в специалистах-технологах, которые разбираются в особенностях и технологиях перевозочного процесса, коммерческой диспетчеризации, а также владеют IT-технологиями, позволяющими анализировать большие объёмы информации и формировать цифровые транспортные коридоры».
Унифицировать модель компетенций
Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС) цифровизирует уже реализуемые программы подготовки. В этом году вуз получил право на актуализацию образовательных программ по приоритетной отрасли «Транспортная инфраструктура». Речь идёт о специальностях «подвижной состав железных дорог», «эксплуатация железных дорог», «системы обеспечения движения поездов». «Предстоит выполнить анализ потребностей потенциальных работодателей в профессиональных компетенциях работников, связанных с применением сквозных цифровых технологий. Затем нужно будет разработать унифицированную модель компетенций применения таких технологий по совокупности специальностей», – пояснил ректор СамГУПСа Максим Гаранин.
Актуализированные образовательные программы будут апробированы также в других транспортных университетах страны и станут использоваться в процессе подготовки специалистов для транспортной отрасли. «Сегодня отрасли требуются специалисты новой формации, обладающие знаниями и компетенциями по направлению сквозных цифровых технологий. И готовить такие кадры современные транспортные вузы должны опережающими темпами», – уверен Максим Гаранин.
IT для движенцев
Один из четырёх стратегических проектов, которые Петербургский государственный университет путей сообщения реализует в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», посвящён развитию цифровой экосистемы интеллектуальных приоритетов для транспорта и логистики. В частности, планируется разработать не менее 15 новых учебных программ для подготовки и переподготовки специалистов в области цифровых технологий. Уже реализуется новая дисциплина «Цифровые технологии в профессиональной деятельности» для обучения студентов специальности «системы обеспечения движения поездов». В университетской лаборатории «Интернет вещей» они получают практические навыки подключения различного назначения датчиков общей сети посредством беспроводного доступа, управления базовой станцией, работы с сетевым оборудованием (коммутаторами и маршрутизатором, сервером), настройкой сети. Возможности лабораторных стендов позволяют моделировать различные ситуации, где студенту предлагается организовать ряд нестандартных задач, что можно использовать как для самостоятельной работы, так и для выполнения проектов в рамках выпускной квалификационной или научно-исследовательской работы.
Юлия Антич