В этом году исполняется 15 лет со времени принятия федерального закона «О транспортной безопасности», который заложил правовые основы создания комплексной системы безопасности на транспорте. Но сейчас, в связи с террористическими угрозами нового типа, возникла необходимость скорректировать подходы к защите инфраструктурных объектов. И особенно это касается железнодорожного транспорта.
С момента принятия в 2007 году Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» государственными органами, субъектами транспортной инфраструктуры, подразделениями транспортной безопасности многое сделано для реализации принятой государством концепции единого подхода к обеспечению безопасности населения на транспорте: разработано большое количество подзаконных нормативных правовых актов, проведены оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработаны и утверждены планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, проводится аттестация сотрудников, обеспечивающих транспортную безопасность.
Тем не менее ряд положений и требований закона и нормативных актов уже нужно менять, убеждён член Комитета по транспорту и развитию инфраструктуры Государственной думы Виталий Ефимов.
«Министерство транспорта за 15 лет провело колоссальную работу по созданию новой отрасли, кадрового потенциала, обеспечению техническими средствами, технологиями и системами управления с их стыковкой, – отметил Виталий Ефимов. – Но нужно посмотреть избыточные нормы и требования, потому что, к примеру, если все их исполнять буквально, то необходимо значительно увеличивать штаты и тратить огромные средства на безопасность».
Если те средства, которые имеются в федеральном бюджете и у владельцев инфраструктуры, просто «размазать» по всему транспортному комплексу, то никакого эффекта и усиления уровня защиты не будет.
По мнению депутата, нужно создать экономическую модель обоснования рисков и, соответственно, механизм по введению требований по транспортной безопасности на основе этой модели.
Сейчас риски обосновывают эксперты, но здесь нужен исследовательский центр, который анализировал бы и сопоставлял риски, финансовые и кадровые возможности. На этой основе и нужно оценивать существующее законодательство по транспортной безопасности, а также и новые вызовы, с которыми регулярно сталкивается транспортная отрасль.
На балансе ОАО «РЖД» стоит более 38 тыс. объектов транспортной инфраструктуры. Железнодорожную инфраструктуру защищает федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ». Этой организации в 2022 году исполняется 100 лет. В целом она обеспечивает защиту более 2,4 тыс. объектов железнодорожной инфраструктуры, сопровождает опасные и ценные грузы, борется с пожарами на транспорте.
Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Николай Федосеев напомнил, что в начале 2010-х годов, когда участились террористические посягательства на инфраструктуру, удалось создать систему, которая надёжно защищала объекты РЖД. В частности, удалось минимизировать последствия взрыва на входе вокзала в Волгограде.
Но сейчас с началом специальной военной операции (СВО) на Украине система проходит новое испытание, и обеспечение безопасности на объектах железнодорожной инфраструктуры, особенно в приграничных с Украиной субъектах Федерации, стало безусловным приоритетом и для компании, и для органов власти. В связи со сложной оперативной обстановкой в приграничных регионах с февраля 2022 года Минтранс установил в них повышенные уровни транспортной безопасности. «Мы сумели в кратчайшие сроки выполнить новые требования и практически с нуля организовать антитеррористическую защиту более 200 объектов нашей транспортной инфраструктуры в этих субъектах Федерации, – сообщил Николай Федосеев. – Мы оснастили искусственные сооружения, переезды, вокзалы, станции техническими средствами защиты и привлекли необходимые подразделения транспортной безопасности».
После начала СВО ситуация с антитеррористической безопасностью изменилась коренным образом, условия диктуют необходимость внедрения совершенно новых методов обеспечения транспортной безопасности. Поэтому нужно пересматривать старые подходы и реагировать адекватно нарастающим угрозам.
Потенциальные нарушители сегодня – это специально обученные и вооружённые диверсионно-разведывательные группы, и противостоять им должны работники охраны, которые имеют высокую квалификацию и вооружены на ином качественном уровне.
Президент Владимир Путин неоднократно указывал на необходимость совершенствовать законодательство и устранять противоречия и дублирование в нормативных актах. Последнее время, правда, вопросы изменений были больше связаны со снижением огромной финансовой нагрузки при выполнении различных общих требований. Теперь же речь идёт о кардинальном пересмотре законодательства, учитывая и финансовый аспект.
Николай Федосеев сообщил в ходе «Транспортной недели – 2022» о предлагаемых ОАО «РЖД» изменениях.
Во-первых, нужен иной подход к самой защите объекта, поскольку при нынешних угрозах стандартных мер уже недостаточно. Современная модель требует защиты и с воздуха, и с воды, использования бронетехники и специального вооружения. Для этого нужна консолидация усилий властей, правоохранительных органов и собственника объекта, нужно оперативно и совместно решать появившиеся проблемы. Поэтому роль Росгвардии, транспортной полиции должна вырасти, и это нужно закрепить законодательно. Кроме того, современные условия требуют, с одной стороны, для поддержания безопасности применять беспилотные летательные аппараты, а с другой – внедрить в практику средства защиты от БПЛА.
Во-вторых, в условиях дефицита бюджетных средств нужно обратить внимание на их эффективное использование. Каждый год тратятся средства на проведение дополнительных оценок уязвимости объектов в случае, если появляются новые требования. Однако зачастую эти требования не сильно отличаются от предыдущих. Также необходимая сертификация технических средств транспортной безопасности не ведёт к качественному росту эффективности, но значительно удорожает стоимость приобретения и эксплуатации таких средств. Из-за изменившейся обстановки есть необходимость в разработке новых средств на других принципах. Это, в частности, стационарные и мобильные досмотровые комплексы. Поэтому лучше перераспределить средства на их разработку и модернизацию. Также и персонал сегодня перегружен различными аттестациями и проверками, на что уходят и силы, и время, и средства. Сегодня нужно организовать массовое переобучение сотрудников на работу по новым принципам, на новой технике, на поиск новых видов вооружений, в том числе и иностранных.
При этом такая профессия, как «сотрудник транспортной безопасности», не включена в «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», и нужно это сделать, разработав профессиональный стандарт.
В-третьих, как раз проведение специальной военной операции и введение повышенного уровня террористической опасности выявило то, что некоторые положения закона «О транспортной безопасности» не сопрягаются с необходимыми мероприятиями, которые вводили регионы. Здесь речь идёт и о времени реагирования, и о содержании. Именно это особенно наглядно показывает необходимость изменения законодательства.
Совместными усилиями и действиями ОАО «РЖД», региональные власти и органы правопорядка должны решить все проблемные вопросы и достигнуть необходимого уровня защищённости транспортного комплекса страны.
Сергей Плетнёв