Техника и технологии на транспорте стремительно развиваются, и сейчас отрасли необходимы специалисты, которые способны не только разбираться и работать на самом современном оборудовании, но и создавать новые продукты. Университеты стремятся своевременно отвечать на кадровые запросы отрасли. Так, в Российском университете транспорта (МИИТ) в рамках образовательной программы специалитета «Системы обеспечения движения поездов» планируется открытие новой специализации «Радиотехнические системы на железнодорожном транспорте».
Обсуждение проекта новой программы состоялось в октябре на круглом столе в Академии «Высшая инженерная школа» РУТ (МИИТ). В мероприятии приняли участие руководители отраслевых научно-исследовательских организаций и компаний по производству средств автоматики и связи для железнодорожного транспорта, а также руководство университета.
Как подчеркнул заведующий кафедрой «Системы управления транспортной инфраструктурой» Российской открытой академии транспорта РУТ (МИИТ) Александр Горелик, в настоящее время отрасль ощущает дефицит кадров в области создания и эксплуатации радиотехнических систем. Дело в том, что подготовку по данной специализации осуществляют всего в двух вузах страны – Иркутском и Омском государственных университетах путей сообщения, куда принимают до 40 человек в год.
«Это, конечно, не покрывает возрастающий дефицит кадров, – отметил Александр Горелик. – Если мы не откроем данную программу в РУТ (МИИТ) сейчас, то, как это часто бывает с направлениями и специальностями в высшем образовании, подготовка специалистов начнёт отставать».
Новая программа РУТ (МИИТ) направлена на подготовку специалистов в области технологий беспроводной связи и промышленного Интернета. Студенты освоят широкий спектр дисциплин по радиотехническим системам с уклоном их использования на железнодорожном транспорте – от проектирования и моделирования до разработки и создания. Также они изучат основы теории надёжности, организацию производства и менеджмент, передающие и приёмные устройства железнодорожной радиосвязи. В числе основных дисциплин – системы менеджмента качества при эксплуатации и обслуживании радиотехнических систем; математическое моделирование систем и процессов; инженерная компьютерная графика; основы теории надёжности; электроника; материаловедение; организация производства и менеджмент; электропитание и электроснабжение нетяговых потребителей; электромагнитная совместимость и средства защиты; микропроцессорные информационно-управляющие системы; эксплуатация технических средств обеспечения движения поездов; системы связи и навигации; каналообразующие устройства радиотехнических систем.
Выпускники будут обладать такими профессиональными компетенциями, как способность применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владение основными методами организации безопасности жизнедеятельности производственного персонала; способность использовать навыки проведения измерительного эксперимента и оценки его результатов на основе знаний о методах метрологии стандартизации и сертификации; способность применять современные программные средства для разработки проектно-конструкторской и технической документации; способность применять знания в области электротехники и электроники для разработки и внедрения технологических процессов, оборудования и оснастки, средств автоматизации и механизации; владение методами оценки свойств и способами подбора материалов, основами расчёта и проектирования элементов и устройств различных физических принципов действия; умение использовать информационные технологии при разработке новых устройств систем обеспечения движения поездов, ремонтного оборудования, средств механизации и автоматизации производства.
Выпускники программы смогут разрабатывать проекты систем и сетей связи, оснащать и оборудовать объекты системами связи и Wi-Fi в соответствии с требованиями заказчика, а также эксплуатировать, обслуживать, ремонтировать и настраивать элементы, устройства и системы связи (прежде всего для объектов транспортной инфраструктуры). Предполагается, что за реализацию программы будет отвечать Академия «Высшая инженерная школа» РУТ (МИИТ). «Благодаря таким преимуществам Высшей инженерной школы, как тесная взаимосвязь со специалистами-практиками, проектная деятельность, модульная система обучения и перевёрнутый учебный план, а также получение студентами профессиональных сертификатов, возможна наиболее полноценная реализация данной образовательной программы», – подчеркнул Александр Горелик.
Мнение представителей отрасли
Необходимость открытия новой программы «Радиотехнические системы на железнодорожном транспорте» в РУТ (МИИТ) отмечают и представители ведущих транспортных компаний и предприятий страны. Так, начальник отделения телекоммуникаций и систем передачи данных АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС») Александр Захаров отметил, что обозначенные в программе компетенции, которыми будет владеть выпускник, очень востребованы на производстве. «Сейчас ими владеют только единичные профессионалы старшего поколения, но им достаточно сложно покрывать весь спрос и успевать за технологическими трендами. Молодые же специалисты разбираются в системном вопросе поверхностно и совсем не знакомы со спецификой железнодорожного транспорта. Представленная программа очень актуальна, и мы готовы оказать всестороннюю поддержку её внедрению», – подчеркнул он.
Также готовность оказать поддержку программе выразили главный инженер ОАО «Объединённые электротехнические заводы» Евгений Гоман, главный инженер Московской дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Мырзажан Сансызбаев и другие участники круглого стола.
По словам первого проректора РУТ (МИИТ) Владимира Тимонина, детальная проработка содержания образовательной программы состоится в ближайшее время в тесном взаимодействии с представителями отраслевых компаний.
Юлия Антич