В конце сентября ОАО «РЖД» и АО «Гринатом» реализовали проект по развитию системы базовых сервисов внутренней IT-инфраструктуры железных дорог с использованием отечественных программных продуктов. Хорошая и профессиональная подготовка, сопровождение во время самого процесса внедрения программ, обученные кадры позволили успешно реализовать проект без сбоев и в короткие сроки, что особенно важно на таком обширном полигоне.
Сам проект по переводу 5 тыс. автоматизированных рабочих мест ОАО «РЖД» с операционной системы Windows на Astra Linux, которую разработали специалисты АО «Гринатом» (IT-интегратор корпорации «Росатом»), стартовал в марте 2021 года. В нём приняли участие 16 филиалов ОАО «РЖД». В результате в компании внедрена система сервисов, полностью замещающая зарубежные аналоги и включающая подсистему службы каталогов, базовые сетевые сервисы (DNS и DHCP), управление конфигурациями ПК, обновлением и распространением ПО, а также обмен файлов.
Astra Linux выгодно отличается от Windows более низкими требованиями к аппаратному обеспечению за счёт собственного интерфейса Fly, пониженным уровнем риска вирусной угрозы, а также отсутствием платных подписок за использование сервисов, сбора и передачи пользовательских данных. Пользователи имеют полный контроль за обновлениями операционной системы и локализованную техническую поддержку в круглосуточном режиме.
«Масштабы и география IT-инфраструктуры нашей компании формируют особые требования к качеству и безопасности внедряемых решений. РЖД обеспечивают основную массу пассажирских и грузовых перевозок, все наши системы должны безупречно выполнять свои функции, поэтому к процессу импортозамещения мы относимся очень внимательно, – отметил начальник Департамента информатизации ОАО «РЖД» Кирилл Семион. – В сотрудничестве с компанией «Гринатом» мы смогли выполнить основные задачи перехода на импортонезависимую инфраструктуру – перевели рабочие места на базовое отечественное программное обеспечение и разработали инструменты управления новой средой».
«С импортозамещением в той или иной степени столкнутся все. Но прежде всего, конечно, это государственный сегмент, – подчёркивает генеральный директор АО «Гринатом Простые Решения» Светлана Борматова. – Необходимость перехода на отечественную инфраструктуру стала очевидной, сейчас это вопрос решительности и расторопности каждой компании. Понятно, что потребуются инвестиции для трансформации бизнес-процессов, а также период стабилизации. Но здесь важно понимать, что экологичный переход сегодня даст возможность для дальнейшего развития в будущем».
Так, с марта прошлого года на Свердловской дороге была объявлена реализация проекта по созданию системы базовых IT-сервисов, рассказал заместитель начальника службы корпоративной информатизации Свердловской дороги Андрей Пинигин.
«Процесс физического перевода проходил с июня по декабрь 2021 года и начинался с формирования перечня ПЭВМ, подходящих под технические параметры. Впоследствии на эти ПЭВМ были установлены ОС Astra Linux CE, офисный пакет «МойОфис», почтовый клиент и локальная виртуальная машина под управлением ОС Windows с пользовательскими данными, сохранёнными до миграции, – говорит Андрей Пинигин. – Никакого специального переобучения сотрудников – пользователей новой ОС проводить не пришлось, так как на первом этапе они продолжили работать в привычной среде ОС Windows, которая запускается на виртуальной машине. Был проведён базовый инструктаж по работе в Astra Linux и передан комплект памяток и инструкций». Но сейчас идёт процесс адаптации специализированных программных продуктов ОАО «РЖД» для работы в среде ОС Astra Linux. Этой работой сейчас активно занимается Проектно-конструкторско-технологическое бюро по системам информатизации – Центр цифровых технологий.
В Иркутском информационно-вычислительном центре был утверждён план работ по адаптации клиентских приложений информационных систем ОАО «РЖД» под отечественную Astra Linux. Сейчас идёт повторное тестирование функционала Единой автоматизированной системы электронного документооборота, Единой корпоративной автоматизированной системы управления финансами и ресурсами и Единой корпоративной автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами. К площадкам подключены технологии с разных железных дорог, и они проверяют механизмы формирования отчётных печатных форм и выгрузки их на локальные машины по аналогии с действиями в зарубежной ОС Microsoft Windows. Они должны ещё раз проверить и убедиться, что системы работают так же, как и раньше. Кроме того, продолжение работ связано с тем, что хранилище Astra Linux постоянно расширяется. Недавно, к примеру, в него включили «Яндекс.Браузер».
На Юго-Восточной железной дороге руководство определило 360 персональных компьютеров под импортозамещение операционной системы и прикрепило к ним сотрудников сервисного подразделения «РЖД-ТехСервис».
«Несмотря на сложности в начале реализации проекта и отсутствие методов устранения выявленных системных ошибок, наши инженеры проводили поиск и анализ информации о возникающих ошибках самостоятельно, – рассказал директор Юго-Восточного центра «РЖД-ТехСервиса» Александр Бутов. – При нахождении решений информация передавалась техническим специалистам АО «Гринатом» для анализа. Предложенное решение совместно дорабатывалось, и проводилось тестирование на выделенном АРМ».
В результате, когда тестирование проходило успешно, разрабатывалась инструкция и тиражировалась на весь полигон дорог. Ярким примером может послужить случай, когда компьютеры HP с процессорами Ryzen имели «плавающую» неисправность, что усложняло её диагностику. Операционная система зависала как в процессе работы, так и при загрузке. После проведения анализа и нахождения решения проблемы в итоге возобновилась возможность использовать компьютеры этой марки. Таких случаев, когда выполнение работ по инструкциям дополнялось наработкой опыта, постепенно становилось всё больше, в результате работа с отечественной операционной системой стала стабильной.
«На первом этапе мы, конечно, сталкивались с различными трудностями, – рассказывает главный инженер Челябинского информационно-вычислительного центра Денис Леонтьев. – В первую очередь это технические и организационные вопросы, такие как выделение вторых IP-адресов, снижение производительности рабочих мест, несовместимость некоторых систем с Astra Linux, допуск сотрудников подрядчика на объекты ОАО «РЖД» и другие. Кроме того, необходимо было убедить сотрудников, на чьих рабочих местах происходила миграция операционной системы. В итоге удалось изменить отношение людей, и сейчас вопросы от пользователей поступают только по существу».
На момент перехода к системе базовых IT-сервисов разработчики подготовили инструкцию с кратким техническим обучением и ответами на часто задаваемые вопросы. Это позволило пользователям освоить систему в течение одной-двух недель, отмечает Денис Леонтьев.
Сейчас в Программе цифровизации ОАО «РЖД» акцент сделан на импортонезависимое программное обеспечение. Железные дороги включают в заявку на приобретение программного оборудования в 2023 году только отечественные аналоги как стандартного, так и специализированного программного обеспечения, которые будут работать в том числе и на отечественной операционной системе Astra Linux.
Сергей Плетнёв